Устрялов

Главные основа­ния монгольской тактики

Главные основа­ния монгольской тактики

Н. Устрялов Одиннадцать внуков Чингизхановых соединили свои орды для завоевания Восточной Европы. Главным вождем был племянник Оготаев, Батый, сын Чучи. Он вел до по­лумиллиона дикого степного народа. Не внутренние раз­доры, не оружие победителей, не оскудение страны дви­нули этот народ из родных кочевьев: он шел с безотчет­ною, фанатическою жаждою крови, убийства, разорения. Стремление его было неотразимо:(…)

Господство князей на рубеже XI-XII столетий

Господство князей на рубеже XI-XII столетий

Н. Устрялов Отношения князей к подданным не могли благоприят­ствовать смягчению нравов. Ни те, ни другие не имели ясных понятий о цели гражданской жизни. Князья искали в подвластных им землях только дани и дружин, брали все, что могли, не заботясь о внутреннем устройстве, и скликали под свои знамена ратников, с которыми ходили в чуждые страны, также(…)

Дух раздора в частной жизни славян на рубеже XII века

Дух раздора в частной жизни славян на рубеже XII века

Н. Устрялов Дух раздора господствовал и в частной жизни. Основанием ее было право личной родовой мести. «Кровь за кровь, смерть за смерть» — гласил закон русский. Родст­венники убиенного или обиженного мстили не только ви­новному лицу, но и всему семейству его. Легко вообра­зить, как неиссякаемы были источники распрей и как не­примирима была вражда, когда самый ничтожный(…)

О неприятии иноземцев в России

О неприятии иноземцев в России

Н. Устрялов Русские вообще крепко не жаловали иноземцев: все обычаи их, самые невинные, казались нам частью смеш­ными, частью омерзительными. Мы, например, не пости­гали, как могут Немцы есть траву (салат), подобно скоти­не. Купечество досадовало на дарованные многим из них преимущества и неоднократно жаловалось царям на свое разорение коварными иноземцами. Простой народ при всяком удобном случае осыпал(…)

Памятники владычества монголов

Памятники владычества монголов

Н. Устрялов Монголы оставили глубокие следы в нашем отечестве […]. До монголов за самые важные преступления винов­ный платил только своим имуществом, внося определен­ную законом пеню […]. Телесное наказание не было тер­пимо ни в каком случае. Выражение да будет мне стыдно служило порукою в ненарушимости самых священных обязательств. Монголы ввели свою расправу: требуя дань, они выводили(…)

Русское войско до Петра Великого

Русское войско до Петра Великого

Н. Устрялов В мирное время помещики и вотчинники, бывшие не у дел, и, следовательно, состоявшие в полковой службе, спокойно проживали в своих деревнях, зани­маясь хозяйством, тяжбами, торгом, охотою, и менее всего думали о ратном деле, пока не прискачет от воеводы посыльный стрелец с Царским указом: «стро­иться к службе, запасы готовить и лошадей кормить». Тут брались(…)

Степень образованности славя­н в VI веке

Степень образованности славя­н в VI веке

Н. Устрялов […] единомысленное свидетельство писателей совре­менных (Прокопия и Маврикия) удостоверяет, что славя­не в VI веке находились еще на самой низкой степени образованности: они жили отдельными коленами или се­мействами, не зная ни крепостей, ни городов, имея однако же селения; любили более всего свободу необузданную; одна власть старейшин управляла односемейными; иного господства не терпели. В обстоятельствах(…)

Упадок духа русского народа

Упадок духа русского народа

Н. Устрялов Русские платили беспрекословно все, чего требовали ханы; в случае отказа дани платили своею свободою. […] Наконец, жертвуя своим имуществом и свободою, мы не­редко должны были жертвовать самою жизнию за своих тиранов: князья обязаны были по первому требованию по­сылать свои дружины на подкрепление ханской рати в походах на Литву, Венгрию, Кавказ. […] Русская земля(…)