Ключевский

“Как ни молись, а все чертям достанется”

“Как ни молись, а все чертям достанется”

B. Ключевский Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом — единственное дело, удавшееся этому тунеядно­му сословию. <…> Русский простолюдин — православный — отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для(…)

Административно-территориальное деление Древней Руси

Административно-территориальное деление Древней Руси

Земли, волость или область. Земли - это древние области, образовавшиеся под руководством старых торговых городов Руси; земли: Киевская, Черниговская, Переяславская, Смоленская и др. Волость - это княжество — одно из тех княжеств, на которые, постоянно переделяясь, делилась Русская земля в потомстве Ярослава. Область имела то же значение. Волость, или область, иногда совпадала с землей, когда, например, целая земля составляла владение одного князя(…)

Болезненное развитие великого Грозного

Болезненное развитие великого Грозного

В.Ключевский Царь Иван родился в 1530г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, на­стоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельст­ва, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Курс русской истории. Соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2. С. 187. Миниатюра: П.Рыженко, “Царево молчание”

В сумраке минувшего

В сумраке минувшего

В. Ключевский <…> Наше развитие совершалось под тяжелыми влияниями эпохи, когда изменялись не одни внешние отношения, когда переделыва­лись и самые понятия, самые принципы. Из хаоса этих переделок, можно надеяться, мы выносим не одно бесплодное чувство тягости и равнодушия. Если наши опыты, уроки переживаемой нами действительности имеют какую-нибудь цену, то лишь потому, что они настойчиво укореняли(…)

В. Ключевский о правлении Елизаветы Петровны

В. Ключевский о правлении Елизаветы Петровны

В. Ключевский Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней — сама им­ператрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очер­ствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея(…)

Василий Ключевский: мысли об истории

Василий Ключевский: мысли об истории

В. Ключевский Не так еще давно из разных лагерей неслись дикие крики, призы­вавшие к благоговению пред народом, пред черной народной мас­сой. На колено пред народом! Учитесь у народа уму-разуму! Чер­пайте из его священной сокровищницы великие уроки истины и правды! Скиньте свои паскудные сертучишки и облекитесь в эти святые зипуны! Последний призыв нашел многих последователей. <…>(…)

Верховная власть в Древней Руси

Верховная власть в Древней Руси

Верховная власть носила в Древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь — царь и великий князь всея Руси. Князь. Не решаю, слово “князь” заимствовано ли нашим языком из немецкого, а не сохранилось в нем из первоначального индоевропейского лексического запаса, общего всем индоевропейцам, подобно, например, слову “мать”. Время заимствования определяют различно. Одни(…)

мануальщик москва.

Влияние запада на науку и культуру России в конце XVII в

Влияние запада на науку и культуру России в конце XVII в

В. Ключевский Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить людей рас­крыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь. У писателей того времени, у кела­ря А. Палицына, у дьяка И. Тимофеева, у кн. И. Хворостинина ярко просвечивает то, что можно назвать историче­ской мыслью, наклонность вникнуть в(…)

Влияние крепостного права на земледельческие слои населения

Влияние крепостного права на земледельческие слои населения

В. Ключевский Самым едким элементом сословного взаимоотчужде­ния было крепостное право, составившееся из холопьей и крестьянской неволи. Нравственное действие этого права было шире юридического. Оно глубоко понизило уровень нашей гражданственности, и без того очень невысокий. Все классы общества в большей или меньшей степени, прямо или косвенно участвовали в крепостном грехе. […] Но особенно зловредно сказывалось это(…)

Влияние русской природы на племенной характер великоросса

В. Ключевский Рядом с влиянием природы страны на народное хозяй­ство Великороссии замечаем следы ее могущественного действия на племенной характер великоросса. Великороссия XIII—XVвв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятно­стей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало велико­росса зорко следить(…)

Влияние смуты на отношение народа к беззаконию

Влияние смуты на отношение народа к беззаконию

В. Ключевский […] внутренние затруднения правительства усилива­лись еще глубокой переменой в настроении народа. Но­вой династии приходилось иметь дело с иным обществом,далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества: с воцарения новой династии в продолжение всего XVIIв. все обще­ственные состояния немолчно жалуются на свои бедст­вия,(…)

Во времена княжеских усобиц

Во времена княжеских усобиц

В. Ключевский В постоянных своих усобицах князья мало думали о земельных приобретениях, о территориальном расшире­нии своих областей, в которых они являлись временными владельцами; но, тяготясь малонаселенностью своих част­ных имений, они старались заселить их искусственно. Лучшим средством для этого был полон. Поэтому их об­щей военной привычкой было, вторгнувшись во враже­скую страну, разорить ее и набрать как(…)

Встреча Руси и Чуди

Встреча Руси и Чуди

В. Ключевский Встреча Руси и Чуди. Как они встретились и как одна сторона подействовала на другую? Вообще говоря, встре­ча имела мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспо­минаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. Самый характер финнов содействовал тако­му мирному сближению обеих сторон. Финны при первом своем(…)

Гении и таланты в дореволюционной России

Гении и таланты в дореволюционной России

В. Ключевский В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.(…)

Герои своего времени

Герои своего времени

В. Ключевский [Московские князья] умеют отсиживаться от неприяте­ля за дубовыми, а с Дмитрия Донского за каменными стена­ми московского Кремля, но еще охотнее при нападении врага уезжают в Переяславль или куда-нибудь подальше, на Волгу, собирать полки, оставляя в Москве для ее защиты владыку митрополита да жену с детьми. Не блестя ни круп­ными талантами, ни яркими доблестями,(…)

Дворянское безделье и его роль в истории русской культуры

Дворянское безделье и его роль в истории русской культуры

В. Ключевский […] дворянство, освободившись от обязательной служ­бы, почувствовало себя без настоящего, серьезного дела. Это дворянское безделье, политическое и хозяйствен­ное, и было чрезвычайно важным моментом в истории нашего образованного общества, следовательно, в исто­рии нашей культуры. Оно, это безделье, послужило уро­жайной почвой, из которой выросло во второй половине века уродливое общежитие со странными понятиями, вкусами и(…)

Двухвековая борьба Руси с по­ловцами

Двухвековая борьба Руси с по­ловцами

В. Ключевский […] степи со своим кочевым населением […] были исто­рическим бичом для древней Руси. После поражения, на­несенного Ярославом печенегам в 1036 г., русская степь на некоторое время очистилась; но вслед за смертью Ярослава с 1061 г. начались непрерывные нападения на Русь новых степных ее соседей половцев (куман). С этими половцами Русь боролась упорно в(…)

Женщина — лишний член общества

Женщина — лишний член общества

В. Ключевский Могла ли образоваться светлая семейная и общественная жизнь, когда женщина была лишним членом общества, когда в ней виде­ли (с христианско-византийской точки зрения) только орудие бе­са, сосуд всякого зла и соблазна? Ее считали, да и ныне считает простой люд, существом хуже и бесполезнее лошади <…>. Она была заперта в тереме в высшем и богатейшем(…)

Казна ценила донос

Казна ценила донос

В. Ключевский Донос тогда служил главным агентом государственного контроля, и его очень чтила казна. Курс русской истории. Соч. в 8 т. М., 1958. Т. 4. С. 119.  

Киевская Русь — колыбель русской народности

Киевская Русь — колыбель русской народности

В. Ключевский Пробуждение во всем обществе мысли о Русской зем­ле, как о чем-то цельном, об общем земском деле, как о неизбежном, обязательном деле, всех и каждого, — это и было коренным, самым глубоким фактом времени, к ко­торому привели разнообразные, несоглашенные и не­складные, часто противодействовавшие друг другу стрем­ления князей, бояр, духовенства, волостных городов, всех общественных сил(…)

Крепостное право третьей формации

Крепостное право третьей формации

В. Ключевский Крепостное право третьей формации было скорее не­узаконенным фактом, чем правом […]. Но была попытка закрепить эту практику юридическими нормами […]. Ко­дификационная комиссия 1754 года, кроме уголовного кодекса, составила еще проекты устава о судоустройстве и положения о состояниях. В этой третьей части изго­товлявшегося нового Уложения и сквозит взгляд правя­щих сфер на крепостное право, служивший(…)

Лес, степь, река: основные сти­хии русской природы и их историческая служба

В. Ключевский Лес, степь и река — это, можно сказать, основные сти­хии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла жи­вое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека. В лесной России положены были ос­новы русского государства, в котором мы живем: с леса мы и(…)

Мысль об отречении от мира — вернейший путь к спасению

Мысль об отречении от мира — вернейший путь к спасению

В. Ключевский Вместе с христианством на Русь принесена была с Во­стока мысль об отречении от мира, как о вернейшем пути к спасению и труднейшем подвиге христианства. Мысль эта воспринята была русским обществом так живо, что менее чем через сто лет киевский Печерский монастырь явил высокие образцы иноческого подвижничества. Три-четыре века спустя та же мысль вела(…)

Наказание женщин за убийство мужа в Московском госу­дарстве

Наказание женщин за убийство мужа в Московском госу­дарстве

В. Ключевский Таннер описывает виденное им в Москве и сильно по­разившее его наказание женщины за убийство мужа. За­вязав преступнице руки назад, ее закопали по пояс в зем­лю; в таком положении она должна была пробыть трое суток, не подвергаясь далее никакому наказанию[1]. На ее беду, напали на нее голодные собаки, во множестве бро­дившие по городу, и(…)

О житии бояр и думных и ближних и иных чинов людей

О житии бояр и думных и ближних и иных чинов людей

B.Ключевский Кто держится мнения, будто древняя Русь при всех сво­их политических и гражданских недочетах сумела с по­мощью церковных правил и домостроев выработать креп­кую юридически и нравственно семью, для того камнем преткновения ложится последняя глава сочинения Котошихина «О житии бояр и думных и ближних и иных чинов людей». Бесстрастно изображены здесь произвол родите­лей над детьми, цинизм(…)