Бердяев

“Боже, как гру­стна наша Россия”

“Боже, как гру­стна наша Россия”

Н. Бердяев Пушкин, прочитав “Мертвые души”, воскликнул: “Боже, как гру­стна наша Россия”. Это восклицала вся русская интеллигенция весь XIX век. И она пыталась уйти от непереносимой грусти русской действительности. Этой идеальной действительностью была или допетровская Россия, или Запад, или грядущая революция. Русская эмоциональная революционность определялась этой непереноси­мостью действительности, ее неправдой и уродством. При этом пе­реоценивалось(…)

“Домострой” пораждает русский народный ха­рактер

“Домострой” пораждает русский народный ха­рактер

Н. Бердяев Трудно представить себе большее извращение христи­анства, чем отвратительный «Домострой». Ив. Аксаков да­же отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный ха­рактер. Русская идея. Париж, 1946. С. 13. Миниатюра: А.М. Васнецов. Старорусский город

Московский период развития России

Московский период развития России

Н. Бердяев В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия вре­мен татарского ига, Россия московская, Россия петров­ская и Россия советская. И возможно, что будет еще но­вая Россия. Развитие России было катастрофическим. Мо­сковский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и(…)

Отрицание самоценности мысли в Российской империи

Отрицание самоценности мысли в Российской империи

Н. Бердяев Многое в складе нашей общественной и народной психологии на­водит на печальные размышления. И одним из самых печальных фактов нужно признать равнодушие к идеям и идейному творчест­ву, идейную отсталость широких слоев русской интеллигенции. В этом обнаруживается вялость и инертность мысли, нелюбовь к мысли, неверие в мысль. Моралистический склад русской души по­рождает подозрительное отношение к(…)

Порабощение мысли в Российской империи

Порабощение мысли в Российской империи

Н. Бердяев Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к идеям нередко перехо­дят в равнодушие к истине. Русский человек не очень ищет исти­ны, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения. В этом есть что-то характерно рус­ское, есть своя настоящая русская правда. Но есть и опасность, есть отвращение от путей познания,(…)

Радищев как родоначальник русской интеллигенции

Радищев как родоначальник русской интеллигенции

Н. Бердяев Родоначальником русской интеллигенции был Ради­щев, он предвосхитил и определил ее основные черты. Когда Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» написал слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала», русская интеллигенция родилась. Радищев — самое за­мечательное явление в России XVIII века. У него можно, конечно, открыть влияние Руссо(…)

Разночинная русская интеллигенция XIX века

Разночинная русская интеллигенция XIX века

Н. Бердяев Западные люди впали бы в ошибку, если бы они отождествили рус­скую интеллигенцию с тем, что на Западе называют intellectuels. Intellectuels — это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги и пр. Совершенно другое образование представляет собой русская интеллигенция, к которой могли принадлежать люди, не занимаю­щиеся интеллектуальным трудом и(…)

Сердце России

Сердце России

Н. Бердяев Русская стихийно-народная душевность принимает разнообразные самые противоположные формы — охранительные и бунтарские, национально-религиозные и интернационально-социалистические. Это — корень русского народничества, враждебного мысли и идеям. В настроенности и направленности русской народной ду­шевности есть что-то антигностическое, берущее под подозрение процесс знания. Сердце преобладало над умом и над волей. Рус­ский народнический душевный тип моралистичен, он ко(…)

Совмещение противоположностей в русском человеке

Совмещение противоположностей в русском человеке

Н. Бердяев Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и силь­ную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов За­пада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому(…)

Характерные черты русской интеллигенции

Характерные черты русской интеллигенции

А. Никитенко Нынешние крайние либералы со своим повальным отрицанием и деспотизмом просто страшны. Они, в сущности, те же деспоты, только навыворот: в них тот же эгоизм и та же нетерпимость, как и в ультраконсерваторах. На самом деле, какой свободы являются они поборниками? Поверьте им на слово и возымейте в вашу оче­редь желание быть свободными. Начните(…)

Черты русского характера, воспитанные историей

Черты русского характера, воспитанные историей

Н. Бердяев У нас, русских, есть боязнь силы, есть вечное подозрение, что вся­кая сила от дьявола. Русские — непротивленцы по своему духу. Си­ла представляется всегда насилием и жестокостью. Быть может, по­тому русские стали такими, что в истории своей они слишком мно­го страдали от насиловавшей их, над ними стоящей силы. Мы не привыкли на силу смотреть(…)