Бакунин

Крестьянские бунты в России начала XIX века

Крестьянские бунты в России начала XIX века

М. Бакунин Можно доказать, что с 1812 года крестьянские бунты в России сделались постоянным явлением, они усиливаются и расширяются угрожающим образом, с каждым годом приобретая все больше энергии и глубины. Народ пришел к сознанию, он выработал общую, ясно выраженную волю, и прежде всего он требует освобождения от крепо­стного ига и свободного владения собственностью. Моя защита.(…)

М. Бакунин: Ни свободы, ни уважения к человеческому достоинству

М. Бакунин: Ни свободы, ни уважения к человеческому достоинству

М. Бакунин Да, мы еще — рабский народ! У нас нет ни свободы, ни уважения к человеческому достоинству. У нас царит отвратительный деспо­тизм, не знающий никаких границ своей разнузданности, никаких препон своим поступкам. У нас нет никаких прав, никакой спра­ведливости, никакой защиты против произвола. У нас нет ничего из того, что составляет достоинство и гордость(…)

Михаил Бакунин о телесных наказаниях в XIX веке

Михаил Бакунин о телесных наказаниях в XIX веке

М. Бакунин Крестьяне чаще всего — большие дети, дети по своему невежеству; опека просвещенная, благожелательная и нередко строгая для них необходима; но при всем том они достойны любви, да, достойны уважения, ибо это всегда та же бессмертная сущность, те же горес­ти, те же радости, те же бесконечные устремления, а часто под их грубою корою скрыты(…)

Народное зло — патриархальность

Народное зло — патриархальность

М. Бакунин <…> Патриархальность есть то главное историческое, но, к несчас­тию, совершенно народное зло, против которого мы обязаны бо­роться всеми силами. Оно исказило всю русскую жизнь, наложив на нее тот характер тупоумной неподвижности, той непроходимой грязи родной, той коренной лжи, алчного лицемерия и, наконец, того холопского рабства, которые делают ее нестерпимой. Деспотизм мужа, отца, а(…)

Начало возникновения декабрьского заго­вора

Начало возникновения декабрьского заго­вора

М. Бакунин […] как могли подобные люди родиться и вырасти в России, в среде дворянства, которое не знало других традиций, кроме самого отвратительного холопства пе­ред царем и самого варварского деспотизма по отноше­нию к крестьянам, своим рабам; которое всеми своими интересами, всем существованием своим противоречило свободе и гуманности. Если бы в этой среде случилось несколько исключений,(…)

Особенная широта сердца и мысли сибиряков

Особенная широта сердца и мысли сибиряков

М. Бакунин Должно отдать справедливость Сибири: при всех недостатках, уко­ренившихся в ней от постоянного наплыва разных, часто весьма не­чистых элементов, как то бесчестья, эгоизма, скрытности, взаимно­го недоверия, она отличается какою-то особенною широтою серд­ца и мысли, истинным великодушием в отношении к политичес­ким и даже ко всем преступникам. В сибиряке нет предрассудков, он не грешит ни чрезмерным(…)

Петр Первый сделал Россию государством в собственном смысле слова

Петр Первый сделал Россию государством в собственном смысле слова

М. Бакунин Петр насильно навязал некультурному, патриархальному, деморализованному татарским игом и последовавшею гражданскою войною, раздробленному и все же связанному каким-то мощным инстинктом народу европейскую цивилизацию в той форме, в какой она тогда существовала в Германии, и которая […] стояла не слишком-то высоко. В то время в Германии не интересовались ни нравственностью, ни человеческими правами; о(…)

Русская литература как следствие реформ Петра Первого

Русская литература как следствие реформ Петра Первого

М. Бакунин Западная цивилизация, действительно введенная в России деспотическими реформами Петра Великого, — деспотическими и грубыми, как и сама среда, которую они пытались преобразовать, — введенная царем-рефор­матором среди нас не в целях человеколюбия, но с един­ственною целью устройства и укрепления государст­ва, — эта цивилизация долго оставалась чем-то совер­шенно внешним и, так сказать, мертвым. Тщетно царь(…)

Русское суеверие в Российской империи

Русское суеверие в Российской империи

М. Бакунин Вообще русский народ легко возбудим ввиду своего крайнего суеверия. Достаточно любой небылицы, чтобы толкнуть его на выступ­ление, а в случае нужды его собственная фантазия изобретает такие небылицы, чтобы дать пищу его стремлениям. Так, около 1824 года распространился слух, будто в Киеве у одного попа в наказание за грехи выросли рога; жертву божьей кары(…)

Церковь XIX столетия

Церковь XIX столетия

М. Бакунин В России поп и пьяница составляют равнозначащие понятия; и скоро он становится мишенью для народного остроумия. Как же он может при таком поведении, при недостатке ума и образования иметь влияние на народ? <…> Народ, конечно, ходит в церковь, чтобы исполнять там обряды и глазеть на богослужение, но ему не приходит в голову исповедываться(…)

Черты русского характера XIX столетия

Черты русского характера XIX столетия

М. Бакунин Резонерство является везде там, где самолюбие, тщеславие, претен­зии преобладают над серьезными стремлениями ума и сердца, где нет страсти, нет мысли. Поэтому-то мы, русские, большею частью и такие отчаянные резонеры, толкуем с жаром обо всем, болтаем без умолку и ничем в действительности не интересуемся, так что не даем себе труда узнать сколько-нибудь положительно предметы,(…)