АРХЫЗСКОЕ ГОРОДИЩЕ
АРХЫЗСКОЕ ГОРОДИЩЕ- остатки аланского города 10-12 вв. у с. Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия). Развалины укреплений, храмов и др. построек, погребения.
Чаще всего с городищем отождествляют Маас (Ма’ас, Магас) — исчезнувший город, столицу крупного средневекового государства Алания на Северном (Северо-Западном) Кавказе.
Древняя история города тесно связана с византийскими экономическими и культурными отношениями. Начиная с VII века нашей эры, наивысшего расцвета государство достигает к середине X века, когда знать Аланского государства была крещёна. Алания поддерживала связи с Закавказьем, Ближним Востоком, Византией, Киевской Русью. Расцвет Алании был обусловлен прохождением здесь в VII—XII вв. одной из ветвей «великого шелкового пути». Христианство проникает в Аланию из Византии. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища:
- Нижне-Архызское городище на реке Большой Зеленчук,
- Верхне- и Нижне-Джудатские городища на реке Терек,
- Ахалкалинское городище на реке Сунже и др.
Тяжёлый удар Алании был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238—1239 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые учёные, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.
Площадь Нижне-Архызского городища 94,5 га, охранная зона — 675 га.
На территории комплекса сохранились:
- Три монументальных крестово-купольных храма Абхазо-Византийской архитектуры X века (Зеленчукские храмы);
- Солнечный календарь — абсолютный круг диаметром 88 м;
- Остатки крепостных стен замыкают город с востока и запада;
- В центре городища на площади 17 га сохранились руины жилых и производственных построек, вдоль которых прослеживаются три улицы;
- Остатки 11 одноапсидных фамильных церквей;
- На склонах гор — сторожевые башни;
- Поблизости от комплекса обнаружены производственные очаги алан: каменоломни, остатки плавильных печей, гончарного производства, рудники, загоны для скота, древне-аланская дорога;
- В 2000 году был обнаружен наскальный образ — лик Христа «Спас Нерукотворный» на левом берегу Большого Зеленчука, напротив Среднего Зеленчукского храма;
- Секретным является расположение лика Богоматери, который был не так давно обнаружен местным жителем;
- Фаллический идол на правом берегу Большого Зеленчука — перенесен на территорию городища У. Ю. Элькановым;
- Половецкая статуя «Держатель чаши» на правом берегу Большого Зеленчука;
- Руины часовни-капеллы. X—XI вв. Находятся к востоку от Северного Зеленчукского храма на возвышенности — конусе выноса Церковной балки, среди руин;
- Церковь на горе Церковной, называемая местными жителями «Церковь пастухов-чабанов». Возможно, относится к X—XIV вв. Находится к востоку от Северного Зеленчукского храма на горе справа от Церковной балки недалеко от вершины на высоте 1320 м. Стены, сложенные из плитняка, сохранились до высоты 2 м. Состоит из двух помещений;
- «Пещера отшельника или пастуха» на горе Церковной. Находится у тропы к «церкви пастухов-чабанов». Возможно, использовалась древними отшельниками в X—XV вв. Используется в настоящее время местными жителями как временное убежище;
- Утёс на горе Церковной со следами разрушенной кладки, возможно, укреплявшей опознавательный знак или поклонный крест. Находится у тропы к «церкви пастухов-чабанов»;
- Остатки плотины-водовода или мельницы на ручье в Церковной балке. Зафиксированы размеры кладки.
Систематические археологические раскопки городища начались в первой четверти XIX века. При раскопках в 1960—63 гг. открыты жилые, хозяйственные и производственные помещения; выявлены остатки христианских церквей и часовен, при которых имелись захоронения с вещами X—XII вв.
Памятник пережил в XII веке татаро-монгольское нашествие и в конце XIV века — Тамерлана. Однако к XIX веку стал нарастать процесс разрушения древних храмов, которые использовались местными жителями в качестве загонов для скота. В конце XIX века, с целью сохранения древних храмов и возобновления христианства среди местного населения на территории городища был создан Александро-Невский Свято-Афонский Зеленчукский монастырь, закрытый после 1917 года.
По территории протекают горные речки Большой Зеленчук и Подорванка.
Постановлением Совмина РСФСР № 35 от 28.01.1988 г. комплекс включен в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, а указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 г. объявлен памятником федерального (общероссийского) значения.