АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА — археологическая культура железного века (8-3 вв. до н. э.) в бассейне Камы, отчасти Средней Волги. Названа по д. Ананьино (под г. Елабуга), близ которой был найден могильник. Раскопаны городища, могильники. Население занималось подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, металлургией.
Считается, что А.к. сложилась на основе культур местного населения Прикамья (приказанской или турбинской культур эпохи бронзы), при участии этнич. элементов из Зауралья. Городища А.к. располагались на мысах рек, укреплялись валами и рвами, окружались деревянными стенами. В культурном слое поселений преобладают кости, поэтому их назвали костеносными. Жилища преимущественно бревенчатые наземные, реже полуземляночные, квадратной или прямоугольной формы, с очагами, обложенными камнем. Найдены и хозяйствен. постройки.
Погребальные памятники представлены грунтовыми могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник в Респ. Марий Эл содержал более 1100 погребений). Могильные ямы овальные или прямоугольные со скругленными углами, погребённые лежали ногами или головой к реке. Господствует обряд трупоположения (есть и трупосожжения) в могилах-ямах, над к-рыми возводились небольшие срубы («дома мёртвых»). Погребальный инвентарь содержал значительное количество вещей: с мужчинами клали оружие, орудия труда, украшения, с женщинами — в основном украшения. Преобладают одиночные погребения, но встречаются парные и коллективные (от 3 до 16 костяков). Совершались поминальные ритуалы (остатки кострищ и кости животных). Отмечены частичные захоронения (черепов) и повторные расчленённые, кенотафы с вещами и без них. Для ранних могильников характерны каменные надгробные стелы с изображением умерших воинов и оружия.
Население А.к. занималось скотоводством, подсечным земледелием, охотой (в т. ч. и пушной), рыболовством. Большое развитие получили обработка меди, бронзы и железа, бронзолитейное и кузнечное дело. Занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением деревянной и глиняной посуды. Керамика представлена круглодонными лепными сосудами, украшенными в верхней части орнаментом из ямок, отпечатков шнура (верёвки) и зубчатого штампа.
Для ранней А.к. характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия (наконечники копий, бронзовые втульчатые топоры-кельты, кинжалы, секиры, стрелы с бронзовыми и железными наконечниками, ножи, шилья, удила, оковки для деревянной посуды и т.д.). С 6 в. до н.э. в А.к. различные предметы украшались изображениями животных. В А.к. прослежены торговые и культурные связи с племенами Кавказа и Сибири, скифами, кочевниками степей Евразии. Скиф. влияние отмечено и по материалам исследований Убеев. и Чурачик. могильников в Чувашии (бронзовые конские головки, поясной крючок и др.).
Общество ананьинцев было родовым, патриархальным, при значительном преобладании роли мужчины. Начались процессы имуществен. и социал. расслоения. Носителей А.к. считают предками современ. удмуртов, коми-пермяков, угорских народов и племён. Со 2 в. до н.э. в Прикамье развивалась пьяноборская культура, носители к-рой являлись потомками ананьинцев.
В Чуваш. Респ. выявлены и исследованы Убеев. (7–6 вв. до н.э.) могильник в центральной Чувашии, Ельников. и Карабаш. (Звениговское) городища, городище и селище Малахай по правому берегу Волги, отдельные находки предметов А.к. в различных р-нах республики. Нек-рые исследователи к числу позднеананьинских (4–3 вв. до н.э.) относят и впускные могилы Чурачик. курганного могильника. В.С.Патрушев включил их в археологич. культуру, названную им ахмыловской.