Знамя общей для всех правды в руках Мономаха

Н. Костомаров

Рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Мономах в своих наставлениях и в отрывках о нем лето­писцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки вре­мени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, на­пример, поступок с двумя половецкими князьями, убиты­ми с нарушением данного слова и прав гостеприимства; завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах, однако, мимоходом сознается, что при взя­тии Минска, в котором он участвовал, не оставлено было в живых ни челядина, ни скотины. Наконец, он хотя и радел о русской земле, но и себя не забывал и, наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и от­давал своим сыновьям. Но за ним в истории останется то великое значение, что, живя в обществе, едва выходив­шем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы русской земли.

Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. СПб., 1873. Первый от­дел. Вып. 1. С. 70.

Миниатюра: Викторъ Васнецов. Отдых великаго князя Владимира Мономаха после охоты

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс