Значение сельских сходок середины XIX века

П. Б.

Уверившись в силу своих приговоров, каковы бы они ни были, крес­тьяне постоянно делали на сходках всевозможные прижимки, лишь бы найти на кого напасть и вынудить купить водки. Это обстоятель­ство впоследствии положительно извратило значение сельских сходок; случалось часто, что в праздничное время, от нечего делать, ког­да крестьянам захочется выпить вина, они сами собираются на сход­ку, чтобы только, прицепившись к кому-нибудь, выпить с него хотя бы одну четверть. Таких случаев в течение года представлялось бес­численное множество. Во-первых, выбор и наем всех должностных лиц сопровождается выпивкой. Избирался ли сельский староста, де­сятский, сборщик податей, пастух, караульщик лугов или хлеба, цер­ковный сторож и даже сам ктитор, все равно, каждый избранный или нанявшийся обязан был миру поставить водки. Каждый раз, как по­мещик собирал к себе сходку для совершения различных договоров, он должен был поить ее водкой; это вошло в обыкновение. <…> Трудно даже и перечислить все случаи, которые представляются для того, чтобы выпить с кого-нибудь водки. Можно сказать положи­тельно, что ни одна сельская сходка не обходится без водки, и народ так привык к этому, что, собираясь на сходку, он вполне уверен, что там предстоит ему «выпивка»; она-то, собственно, интересует и при­влекает, а вовсе не то дело, которое будет там разбираться. Отсюда уже можно предположить, каково было разбирательство этих дел.

Крестьянский быт через два десятилетия после реформы // Русский вестник. М, 1880. Т. 149. С. 465-466.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс