Зарождение «Разиновщины» в XVII веке

В. Никольский

Преступники, приговоренные к наказанию за разбои и грабежи, «уходят на Дон», потому что, если бы они даже одну неделю или месяц пробыли там — московская администрация не может их взять обратно для исполнения над ними приго­вора: «потому что Доном от всяких бед освобождаются».

Вследствие этого на Дону был как бы постоянный ма­нометр русской жизни: цифра прибывающих туда бегле­цов показывала усиливающееся давление на низы, ухуд­шение условий народной жизни в Московском государст­ве. В пятидесятых годах XVIIвека это «давление» стало очень заметно усиливаться под влиянием различных не­благоприятных обстоятельств и, следовательно, население на Дону увеличивалось, скоплялись «беспокойные люди» и недовольные элементы. Несчастные войны с Польшей еще более увеличили этот поток: на Дону появились гости не только из Великороссии, но и из Украины.

Из этих-то крайне пестрых этнографических элементов, известных под названием «донских казаков», и сложилось ядро «Разиновщины», к которому вскоре потянулись не каза­ки уже, а вообще все обиженные Москвою, недовольные или просто искавшие выхода для своей буйной энергии.

Народные движения в России. XVIIвек. Стенька  Разин  и  разиновщина. СПб., 1911. С. 6.

Миниатюра: Коссак Юлиуш. «Донские казаки»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс