Влияние татар на русскую культуру

А. Пыпин

[…] князьям приходилось делать многое «неволею та­тарскою»; татары продолжали учинять «землю пусту» и т.д. Князья со страхом ссылались на «норов татарский»; пугались, что надо «отвечать в орде». Рассказав об одном татарском нашествии (в 1283), Лаврентьевская летопись замечает: «И бяше видети дело стыдно и велми страшно, и хлеб в уста не идяшеть от страха».

Так говорила летопись, отражавшая настроение про­свещенных людей и самого народа. Настроение было сложное и смутное: ужас перед неслыханными бедствия­ми, скорбь о разорении городов и святынь, о гибели насе­ления; сознание бессилия, заставлявшее слабых радовать­ся «татарской чести», но рядом в более мужественных умах чувство горькой обиды и унижения; гибель князей и мученичество тех, кто не хотел, забыв свое христианство, поклониться татарским кумирам и сносить скверное кудесничество, создавали святых подвижников и вместе да­вали надежду на царство небесное.

Из этого настроения произошла целая довольно обшир­ная литература. Таковы эпизоды летописи […J, таковы от­дельные сказания о различных событиях татарского наше­ствия, частью также вошедшие в летопись особыми стать­ями — из времен Батыя, потом Мамая, Тохтамыша, Тамер­лана […]. Наконец, эпоха татарского владычества налегла особым слоем на народный эпос: старые эпические пре­дания видоизменились, и прежние враги, с которыми бо­гатыри вели войну, сменились татарами. Эти последние так долго были тягостью для народной жизни и возбуждали к себе такую ненависть, что в эти средние века на них всего удобнее было перенести и старинные мифологиче­ские чудовища, и прежних врагов, печенегов и половцев, — действительно, самые мифологические существа получают в былине вид «собаки-татарина»…

История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 1. С. 196.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс