Великие правители государства Российского во времена монголо-татарского ига

Н. Карамзин

[…] разделение нашего Отечества и междоусобные войны, истощив его силы, задержали Россиян и в успехах гражданского образования: мы стояли или двигались мед­ленно, когда Европа стремилась к просвещению. […]

Одним словом, с половины XI века состояние Европы явно переменялось в лучшее; а Россия со времен Ярослава до самого Батыя орошалась кровию и слезами народа. Поря­док, спокойствие, столь нужные для успехов гражданского общества, непрестанно нарушались мечом и пламенем Кня­жеских междоусобий, так что в XIII веке мы уже отставали от держав Западных в государственном образовании.

Нашествие Батыево ниспровергло Россию. Могла угас­нуть и последняя искра жизни; но, к счастию, не угасла: имя, бытие сохранилось; открылся, только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре: дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в самом разрушении пользу целости.

Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные све­дения и навыки более и более в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собою для взаимной защиты в утеснениях; изобре­тение компаса распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, ученые ободрялись правитель­ствами; возникали университеты для Вышних наук; разум приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили свою прежнюю свирепость; Дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честью; обходительность, людскость, учтивость сделались извест­ны и любимы. В сие же время Россия, терзаемая Могола­ми, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не изчезнуть: нам было не до просвещения!

Если бы Моголы сделали у нас то же, что в Китае, в Ин­дии или что турки в Греции; если бы, оставив степь и кочева­ние, переселились в наши города, то могли бы существо­вать и доныне в виде государства. К счастию, суровый кли­мат России удалил от них сию мысль. Ханы желали единст­венно быть нашими господами издали, не вмешивались в дела гражданские, требовали только серебра и повинове­ния от князей. Но так называемые Послы Ордынские и Бас­каки, представляя в России лицо Хана, делали что хотели; самые купцы, самые бродяги Могольские обходились с на­ми, как с слугами презрительными. Что долженствовало быть следствием? Нравственное унижение людей. Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям раб­ства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее к оби­дам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных ти­ранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) Отечество наше походило более на темный лес, нежели на государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась общею язвою собственности. Когда же сия ужасная тьма неуст­ройства начала проясняться, оцепенение миновало, и за­кон, душа гражданских обществ, воспрянул от мертвого сна: тогда надлежало прибегнуть к строгости, неизвестной древним Россиянам. Нет сомнения, что жестокие судные казни означают ожесточение сердец и бывают следствием частых злодеяний. Добросердечный Мономах говорил де­тям: «Не убивайте виновного; жизнь христианина священ­на»; не менее добросердечный победитель Мамаев, Дмит­рий, уставил торжественную смертную казнь, ибо не видел иного способа устрашать преступников. Легкие денежные пени могли некогда удерживать наших предков от воровст­ва; но в XIV столетии уже вешали татей. Россиян Ярославова века знал побои единственно в драке; иго татарское вве­ло телесные наказания; за первую кражу клеймили, за ви­ны государственные секли обществе? — Мы видели злодеяния и в нашей древ­ней истории, но сии времена представляют нам черты го­раздо ужаснейшего свирепства в преступлениях Княже­ской и народной злобы ([…] добродушный Александр Не­вский и Темный резали носы преступникам, Василий Дмит­риевич отсекал руки и ноги, Юрий Смоленский изрубил на части княгиню Вяземскую, Опочане сдирали кожу с Литов­ских пленников и проч., и проч.); чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах, обыкновенно производят мрачную суровость в нравах. Свойства народа изъясняют­ся всегда обстоятельствами; однако ж действие часто быва­ет долговременнее причины: внуки имеют некоторые до­бродетели и пороки своих дедов, хотя живут и в других об­стоятельствах. Может быть, самый нынешний характер Россиян еще являет пятна, возложенные на него варварст­вом Моголов.

Некоторые думали, что суеверие обезоруживало нас против сих тиранов, что Россияне видели в них бич гнева Небесного и не дерзали восстать на исполнителей Вы­шней мести, подобно как чернь доныне мыслит, что нельзя обыкновенными средствами угасить пожара, произведен­ного молнией. История не доказывает того: Россияне не­однократно изъявляли самую безрассудную дерзость в усилиях свергнуть иго; недоставало согласия и твердости. Но заметим, что вместе с иными благородными чувствами ослабела в нас тогда и храбрость, питаемая народным че­столюбием. Прежде Князья действовали мечом; в сие вре­мя низкими хитростями, жалобами Орде. Древние полко­водцы наши, воспаляя мужество в воинах, говорили им о стыде и славе; герой Донской битвы о венцах мучениче­ских. Если мы в два столетия, ознаменованные духом раб­ства, еще не лишились вовсе нравственности, любви к до­бродетели, к Отечеству, то прославим действие Веры; она удержала нас на степени людей и граждан, не дала ока­менеть сердцам, ни умолкнуть совести; в унижении имени Русского мы возвышали себя именем Христиан и любили Отечество как страну православия.

История государства Российского. В 12 т.СПб., 1892. Т. 5. С. 227-230.

Миниатюра: Юрий Пантюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, центральная часть триптиха

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс