Великие качества русского воинства

Р. Виппер

Давно сказано, что лучшую похвалу услышишь от врага. В хронике Рюссова, ярого ненавистника вторжения мос­ковитов в Ливонию, есть удивительное признание великих пассивных добродетелей русских, которое еще больше от­теняется беспощадным суждением автора о своих «куль­турных» соотечественниках. «Русские, — говорит Рюссов, — в крепостях являются сильными боевыми людьми. Проис­ходит это от следующих причин. Во-первых, русские — ра­ботящий народ: русский, в случае надобности, неутомим во всякой опасной и тяжелой работе, днем и ночью, и мо­лится Богу о том, чтобы праведно умереть за своего госу­даря. Во-вторых, русский с юности привык поститься и об­ходиться скудной пищей; если только у него есть вода, му­ка, соль и водка, то он долго может прожить ими, а немец не может. В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют пока­заться в своей земле, так как их умерщвляют с позором; в чужих же землях они не могут, да и не хотят, оставаться. Поэтому они держатся в крепости до последнего челове­ка, скорее согласятся погибнуть до единого, чем идти под конвоем в чужую землю. Немцу же решительно все равно, где бы ни жить, была бы только возможность вдоволь нае­даться и напиваться. В-четвертых, у русских считалось не только позором, но и смертным грехом сдать крепость».

Ивану Грозному достался по наследству этот клад, не­видный по внешности.

Иван Грозный. М., 1922. С. 105.

Миниатюра: Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс