В царствование Алексея Михайловича

Г. Котошихин

А который бы человек, кроме вахты, на Москве и селех пошел через царской двор с ружьем, с саблею или с пистолми тайным обычаем, с простоты, а не с умыслом злым, и такова б человека увидев или б кто на него указал, поймав, пытали б, для чего он через царский двор шел с ружьем, не на царя ль или на его дом, или на бояр и на думных и на ближних людей, и не по научению ль чьему от кого от бояр и думных и ближних людей, или от посадцких и от гулящих людей и от крестьян. И будет тот человек с пытки скажет, что он шел через царской двор с ружьем умыслом своим, а ни по чьему научению, хотя его, царя, и домовых его кого, или из бояр и из думных и из ближних людей за какое-нибуди дело погубите, и такого вора, пытав накрепко трижды, впрямь ли он шел своим умыслом, а не по научению, казнят смертию безо всякие пощады, кто б ни был. А будет ска­жет, что он шел умыслом по научению бояр и думных лю­дей или каких иных людей, и по его скаске, на кого он ска­жет, тех людей всех велят похватати и пытати: для чего они такого человека на царское здоровье научали, не по науче­нию ль которого иного потентата, чтоб учинитись у него в подданстве, или сами хотя государством завладети, или на бояр и думных людей для того, чтоб в государстве учинити смута для грабежу домов и животов. И будет те люди по первым речам в тех делах винятся, и их потомуж казнят всех без милосердия. А будет не повинятся, и того, кто на них сказывал, учнут пытати вдругоряд. И будет скажет с пытки, что впрямь по их научению ходил, и тех людей пытают вдругоряд. И будет не повинятся, и того человека учнут пытати в третьие. И будет скажет прежние ж свои речи, и тех всех потомуж учнут пытать в третьие. И пытав трижды, хотя кто из них изо всех и не повинится, и их всех посадят в тюрму, доколе по них поруки будут, что им впред злого не мыслити и за воровством не ходит А будет порук не бу­дет, и они сидев в тюрме лет 15 или сколко доведетца, ве­лят их уволнить и сослать в сылку в далные городы — в Си­бирь или на Терек на вечное житье. А будет тот человек со­лжет, с первые пытки скажет на них напрасно, по недруж­бе, а они все будут пытаны и не винились, а после того тот же человек с другие пытки и с третей скажет, что он тех людей поклепал напрасно, и такова еще учнут пытати на­крепко: с первой пытки на них сказывал, а после зговаривает не по наученью ль чьему. И будет скажет, что его научи­ли те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто нау­чал, сыскав, потомуж пытают, и будет винятся — казнят всех. А будет с тех пыток учнет говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по недружбе, и такова одного казнят смертию, а по тех по всех соберут поруки и высвободят; а по ком порук не будет, потомуж в тюрму посадят, до указу.

О России в царствование Алексея Михайловича. // Бунташный век.  М., 1983.С. 426-427.

Миниатюра: В. Г. Шварц. Вербное воскресенье в Москве при Алексее Михайловиче

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс