Церковное богослужение в Российской империи

В. Ключевский

Что такое наше церковное богослужение? Ряд плохо инсцениро­ванных и еще хуже исполняемых оперно-исторических воспомина­ний. Верующий приносит из дома в церковь купленную свечку и свое религиозное чувство, ставит первую перед иконой, а второе вкладывает в разыгрываемое перед ним вокально-костюмирован­ное представление и, пережив нравственно-успокоительную мину­ту, возвращается домой. Затем до следующего праздничного дня он чужд церковной жизни: он — одинокий верующий. Встреча с соприхожанами в церкви — встреча знакомых на улице: никакого об­щения верующих не бывает в стенах храма. Здесь каждый проверя­ет только свою совесть своим же собственным настроением, а не совестью собрата во Христе. Он не член церкви, а единоличная цер­ковь, ходит в храм, как в баню, чтобы смыть со своей совести сор, насевший на нее за неделю.

<…> Для молящейся в соборе публики архиерейские дикирии и трикирии привлекательнее архиереев, чьи руки их торжественно скрещивают.

<…> Великая истина Христа разменялась на обрядовые мелочи или на художественные пустяки. На народ церковь действовала искусством обрядов, правилами, пленяла воображение и чувство или связывала волю, но не давала пищи уму, не будила мысли. Она водворяла богослужебное мастерство вместо богословия, ста­вила церковный устав вместо катехизиса; не богословие, а обрядословие.

Дневниковая запись от 23 декабря 1906. Разрозненные афориз­мы (около 13 октября 1907) // В кн.: Письма. Дневники. Афо­ризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 312-313, 384.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс