Ценность богатырского эпоса древней Руси

Б. Рыбаков

Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своему происхождению неразрывно связан с наро­дом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали и воевали под киевскими знаменами с печенегами и по­ловцами. Былинами воспеты и пахарь Микула Селянинович, вступивший в княжескую дружину, и Илья Муромец, крестьянский сын. Народная оценка легла в основу отбора объектов воспевания. В эпосе нет имен ни Святослава, «охабившего» родную землю, ни Ярослава («Мудрого» по церковной терминологии), окружившего себя варягами. Но в каждой былине действует «ласковый князь стольно-киевский Володимер Красное Солнышко», в образе кото­рого слились, во-первых, Владимир I(«Святой»), боров­шийся с печенегами, ограждавший Русь поясом крепостей и преследовавший разбойников, а во-вторых, — Владимир Мономах, тоже организатор отпора кочевникам и автор юридического устава, облегчавшего положение низов […].

Из истории культуры древней Руси. М., 1984. С. 13.

Миниатюра: В.М. Васнецов. Три богатыря

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс