Сватовство в царствование Алексея Михай­ловича

Г. Котошихин

А будет у которого отца или матери есть две или три дочери-девицы, и первая дочь увечна очми, или рукою, или ногою, или глуха и нема, а другие сестры ростом, и кра­сотою, и речью исполнены и во всем здоровы, и будет кто учнет свататца у того человека на дочери его и посылает смотрити мать или сестру и кому верит, и те люди, вместо тое своея увечные дочери, назвав имянем тое дочери, за которую, не ведаючи, учнут свататца, показывают другую или третью дочерь; и та присланная, смотря, девицы тое излюбит и скажет жениху, что она добра и женитися ему на ней мочно. И как жених по тем словам полюбит, и о свадьбе у них с отцом и с матерью учинится зговор, что ему на той имянем девице женитца на срок, а тому чело­веку тое свою девицу за него выдать на тот же уставлен­ной срок, и напишут в писме своем заряды великие, что платить виноватому немочно. А как будет свадба, и в то время за того жениха по зговору выдают они замуж увеч­ную или худую свою дочерь, которые имя в записях своих напишут, а не которую сперва смотрилщице показывали. И тот человек, женяся на ней, того дня в лицо ее не ус­мотрит, что она слепа, или крива, или что иное худое, или в словах не услышит, что она нема или глуха, потому чтов тое свадьбу бывает закрыта и не говорит ничего; также ежели хрома и руками увечна, и того потому ж не узнает, потому что в то время ее водят сваха под руки. А как отвенчався и от обеда пойдет с нею спать, и тогда при свече ее увидит, что добре добра: век с нею жить, а всегда плакать и мучитца. И потом умыслит над нею учинить, чтоб она постриглась; а будет по доброй его воле не учинит, не пострижется, и он ее бьет и мучит всячески, и вместе с нею не спит, до тех мест, что она похочет постричися са­ма. И будет которая жена бывает противна, побой ево и мучения не терпит, жалуетца сродичам, что он с нею жи­вет не в совете и бьет и мучит, и те сродичи на того чело­века бьют челом патриарху или болшим властем, и по тому челобитью власти велят сыскать дворовыми людми и со-седми, по душам их. И будет тому есть правда, и того человека сошлют в смирение в монастырь на полгода или на год, а жена его останется в дому. И как урочные меся­цы в монастыре отсидит или до того времяни жена об нем учнет бить челом, чтоб был освобожден, и его свободят и велят ему с нею жить по закону. И будет и того не послу­шает, и их розведут, и животы им их розделят пополам, и до семи лет им одному женитися на иной, а другой за другого итти замуж не поволено. А который человек, видя свою жену увечную или несоветливу, отступя от нее, сам пострижется; а иные мужья и жены, много того чинят, велят отравами отравити.

А которого человека обманут, выдадут за него девицу не тое, которую показывали смотрилщице, бьют челом о том патриарху и властем. И по его челобитью возмут у них зарядные записи и допрашивают соседей и дворовых лю­дей, по душам, что впрямь ли выдана та, которая в записи стоит имянем? И будет та, и по тому так и быти против записей и что скажут люди, а тому не верить, которую смотрил, для того: не проведав подлинно не женися. А будет соседи и сторонние и дворовые люди скажут, что выдал дочь свою не тое, которая в записи написана, и таких мужа и жену разведут, да сверх того, кто неправдо выдал, возмут пеню болшую и убытки жениховы, да его ж за такое воровство бьют кнутом, или еще времянем бывает болши того, каково полюбитца царю.

Также, у которого отца одна дочь-девица, а увечна чем-нибуди худым, и вместо ее, на обманство, показывают на­рочно служащую девку или вдову, назвав имянем иным и нарядя в платье в ыное. А будет которая девица ростом невелика, и под нее подставливают стулы, потому что видитца доброродна, а на чем стоит, того не видеть. […]

Благоразумный читателю! Не удивляйся сему. Истин­ная есть тому правда, что во всем свете нигде такова на девки обманства нет, яко в Московском государстве. А такого у них обычая не повелось, как в ыных государст­вах, смотрити и уговориватися с невестою самому.

О России в царствование Алексея Михай­ловича. // Бунташный век. М., 1983. С.541-544.

Миниатюра:  Гравюра Ельваля. Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича. 1670. Начало 1840-х гг

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс