Состояние политической мысли в начале XVII века

Б. Чичерин

У всякого народа, на степени темных инстинктов или возведенные в сознание, существуют некоторые идеи, связывающие людей в единое целое и подвига­ющие их на общую деятельность. Такова идея отече­ства. Иногда эти начала, составляющие основу народ­ной жизни, проявляются с неудержимою силою. Вся­кий народ, при внешней опасности, воодушевляется патриотизмом. В эти минуты, по естественному чувст­ву самосохранения, он изъявляет готовность жертво­вать всем для защиты отечества. Гордость его возму­щается чужими притязаниями, и он стремится дать им отпор. Но патриотизм не составляет еще общественно­го мнения. Тот же народ, как скоро он снова погру­зился в свою обыденную жизнь, может оказать пол­нейшее равнодушие к общественным делам. Любовь к отечеству есть общее чувство, а не политическое на­правление. Без нее не может существовать ни одно государство; она подвигает людей на великие дела, но она также совместна с деспотизмом, как и с полити­ческою свободою. Что могло быть величавее восста­ния России против поляков под знаменами Минина и Пожарского? Но едва ли кто станет считать этот по­двиг за выражение созревшей общественной мысли. На соборах того времени ее нет и следа; в дальней­шей истории исчезают всякие ее признаки. Все совер­шается действием сверху, а не силою общественного сознания. Поэтому, когда идеи, которыми живет обще­ство, ограничиваются патриотизмом, в этом невозмож­но видеть серьезного общественного мнения. Это ско­рее признак младенческого состояния политической мысли.

О народном представительстве. М., 1866.С.444-445.

Миниатюра: А.М. Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс