Сила язычества, заключающаяся в неве­жестве народной массы

Н. Гальковский

Язычество продолжало жить как уклад жизни… Таким пристрастием к старине особенно отличались женщины, которых наши древние проповедники усердно обличали в идоломолении и волшебстве. Знакомство с древней рус­ской литературой и обличительной литературой в частно­сти приводит нас к убеждению, что «бабы богомерзкие» и вообще древнерусские люди верили и жили по-языче­ски не вследствие упорного нежелания жить по-христиан­ски, а вследствие плохого знания христианского вероуче­ния. Мы нигде не видим и следов того, чтобы древняя Русь пыталась сравнить старую веру с новой или же сознатель­но отдавала предпочтение язычеству перед христианст­вом. У нас долго держались языческих воззрений только потому, что наши предки плохо знали христианство. Язы­чество не выступало против христианства, а продолжало существовать прежде всего потому, что его нечем было заменить: духовенству нужно было время и способы нау­чить население новой вере. Конечно, когда русский народ был оглашаем проповедью христианства, язычество исчезло не тотчас. Ведь и в органической природе нужно время и труд, чтобы вместо многолетних, пустивших в почву глу­бокие корни, растений, развести новые злаки. В этой пас­сивности была значительная доля язычества, которое бы­ло крепко тем, что народ сросся, сжился с ним в течение многих веков. Замечательно, что русские люди обыкно­венно не замечали своего двоеверия: народная масса счи­тала себя истинно христианской, что не мешало ей справ­лять старые праздники и чтить своих старых домашних богов. Но делалось это не вследствие предпочтения язы­чества христианству, а просто по незнанию нового закона. Иерархия обличала народное двоеверие, но сам народ, двоеверно живший, считал себя истинно верующим, не замечая и не зная, что в его жизни много языческого. Та­ким образом, язычество оказывало христианству пассив­ное сопротивление. Сила язычества заключалась в неве­жестве народной массы.

Борьба христианства с остатками язычест­ва в древней Руси. В 2 т. Харьков, 1916. Т. 1. С. 141-142.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс