Самое доступное средство уйти от действитель­ности

Р. Пайпс

И в самом деле, самым доступным средством уйти от действитель­ности было пьянство. Повесть временных лет, повествуя об обра­щении Руси в христианство, сообщает, что киевские князья не ос­тановили своего выбора на исламе из-за его запрета на спиртные напитки. «Руси есть веселие пити, не может без него быти», — за­явил, говорят, князь киевский Владимир мусульманским послан­никам, приехавшим склонить его на свою сторону. История эта, ра­зумеется, апокрифична, однако она, так сказать, канонизирует пьянство как национальное увлечение. До XVI века россияне пили медовуху и фруктовое вино. Затем они научились у татар искусству выгонки спирта. К середине XVII века пьянство сделалось настоль­ко серьезной проблемой, что патриарх Никон и окружавшие его церковные реформаторы попытались ввести сухой закон. Россияне пили водку не регулярно, небольшими дозами, а чередовали пери­оды полного воздержания с дикими запоями. Попав в кабак или трактир, русский крестьянин быстро опрокидывал несколько ста­канов водки, чтобы как можно скорее впасть в пьяное забытье. Как гласила поговорка, настоящий запой должен длиться три дня: в первый выпивают, во второй напиваются, а в третий похмеляются. Венцом всему была пасха. Тогда русские крестьяне, провожавшие долгую зиму и готовившиеся к изнурительной череде полевых ра­бот, лежали ничком в тумане алкогольных паров.

Россия при старом режиме. М., 1993. С. 207.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс