Роль христианской добродетели в развитии общественно-политической мысли XI века

И. Будовниц

Весьма показательно, что уже в первом из дошедших до нас древнерусских поучений, принадлежащем новго­родскому епископу Луке Жидяте, почитание князя сопо­ставляется со страхом божьим. Среди ряда помещенных в конце поучения кратких наставлений, извлеченных Лу­кой из священного писания и апостолов, дается и такое: «Бога ся бойте, князя чтите», ибо, прибавляет от себя Лу­ка, «раби первое Бога, также господу [т.е. господина, го­сударя] …»

[…] В литературе той поры господствующий класс и особенно духовенство начинают внушать своим читателям необходимость «любви» (которая понимается как всеоб­щее согласие), послушания, покорности, смирения, до­вольства своими уроками. С другой стороны, духовенство советует господам хорошо относиться к рабам, не слиш­ком натягивать струну, чтобы не доводить их до крайно­стей и революционных выступлений. Церковь утешает страждущих, обещая им вознаграждение за основную христианскую добродетель — смирение — в потусторон­нем мире. Это «утешительное» направление, зародившее­ся в русской литературе под влиянием христианства в XI в., наложило большой отпечаток на все дальнейшее развитие общественно-политической мысли.

Крещение Руси. // Общественно-полити­ческая мысль Древней Руси (XI—XIVвв.). М., 1960. С. 101-102.

Миниатюра: Лука Жидята

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс