Противопоставление доброй и злой жены в народных сказаниях

М. Салтыков (Салтыков-Щедрин)

Конечно, в народных сказаниях об этом предмете встречается изображение доброй жены, которая пред­ставляется как муравей в доме, и доброй дочери, но памятники как-то чересчур уж умеренны на этот счет: им привольнее говорить о жене злой, которая «всякого зла злее», которую ни с чем иным сравнить нельзя, как с «козою неистовой, сатанинским праздником, гостини­цею жидовской». Самая жена добрая, в древнем пред­ставлении народном, есть не что иное, как работница, «муравей в дому», и если она не удовлетворяет этому представлению (а не удовлетворить ему, по необычной строгости требований, слишком нетрудно), то делается немедленно злою. Иногда даже вообще говорится о жен­щине, как о пагубе для души, как, например: «Некто плакал по жене, приговаривая: не об этой плачу, а о том, что будет другая». Стих «о грешной матери» кол­лекции г. Киреевского, во всей отвратительной наготе, выражает это неистово нелепое воззрение на женщину. Вот вкратце его содержание. Сын спрашивает у матери, почему она едет «среди огненной реки на змее трехглавном огненном»:

Жила я была на вольном свете

Любила я кататися

На добрых конях любодеевых.

Сын спрашивает, почему «крыса скрежет главу» матери:

Жила я была на вольном свете

Носила я кокошники все любодеевы.

Вопрос: почему в ушах сидит по мыши проклятой, ко­торые «выедают из главы мозг»; ответ:

Жила я была на вольном свете

Носила сережки любодеевы…

И так далее, все кресчендо. Надеемся, что от картин такого рода с отвращением отвернется воображение, при­выкшее к самому мрачному разврату. Даже странно как-то, следом за этими циническими образами, прочесть сле­дующее поэтически-наивное троестишие, оканчивающее «стих», которое кажется будто позднейшею прибавкою: до такой степени оно мало гармонирует с общим складом целого стиха:

Речет ему мати рожденная:

«Сыне мой возлюбленный!

Не можно ли тебе за меня помолитися?»

Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженника Святыя горы Афонския инока Парфения. Собр. соч.: В 20 т. М.,1937. Т. 5. С. 45-46.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс