Предание об Ольгиной мести

С. Соловьев

Предание об Ольгиной мести […] драгоценно для исто­рика, потому что отражает в себе господствующие поня­тия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священною обязанностию; видно, что и во вре­мена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы. При тогдашней неразвитости общественных отно­шений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохра­нился в памяти народной. Общество всегда, на какой бы ступени развития оно ни стояло, питает глубокое уваже­ние к обычаям, его охраняющим, и прославляет, как геро­ев, тех людей, которые дают силу этим охранительным обычаям. В нашем древнем обществе в описываемую эпоху его развития обычай мести был именно этим охрани­тельным обычаем, заменявшим правосудие; и тот, кто свя­то исполнял обязанность мести, являлся необходимо геро­ем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удов­летворения находило себе тогдашнее общество, тем боль­ше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином. Вот почему в предании показывается, что месть Ольги была достойною местию. Ольга, мудрейшая из людей, прославляется имен­но за то, что умела изобрести достойную месть: она, гово­рит предание, подошла к яме, где лежали древлянские по­слы, и спросила их: «Нравится ли вам честь? » Те отвечали: «Ох, пуще нам Игоревой смерти!» Предание, согласно с понятиями времени, заставляет древлян оценивать посту­пок Ольги: «Ты хорошо умеешь мстить, наша смерть лю­тее Игоревой смерти». Ольга не первая женщина, которая в средневековых преданиях прославляется неумолимою мстительностию; это явление объясняется из характера женщины, равно как из значения мести в тогдашнем об­ществе: женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного че­ловека была тогда обязанностию религиозною, обязанностию благочестия.

Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюри­ка, собирателем племени. Как Олег, так и Ольга отличают­ся в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т.е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древ­лянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе-граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга — мудрейшею из людей: в преда­нии являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хо­зяйственной распорядительности. Предание говорит, что немедленно после мести над древлянами Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, т.е. на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летопис­ца. Под именем устава должно разуметь всякое определе­ние, как что-нибудь делать; под именем урока — всякую обязанность, которую должно выполнять к определенно­му сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, из­вестного количества каких-нибудь вещей или какая-ни­будь работа.

История России с древнейших времен. В 15 кн. М., 1959. Кн. 1. Т. 1. С. 155-156.

Миниатюра:  княгиня Ольга

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс