ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, сбор сведений о численности, составе и размещении населения. Начало народоисчислениям в России было положено еще татарами, которые не раз предпринимали в разных местностях России учет населения (по дворам). Подобные же народоисчисления практиковались и впоследствии и соединялись обычно с учетом и описанием земель. Производились они в неопределенные сроки и носили не общий, а местный характер. Объектом этих народоисчислений было не все население, а только население т. н. дворов тяглых, т. е. несших какие-либо повинности.

Правильные учеты населения начались со времен Петра I, который в 1710 повелел переписать по всей России дворы крестьянские и дворовых людей, а во дворах людей поголовно. Неудача этой переписи в связи с необходимостью установления новых податей вызвала необходимость в принятии новых мер к производству учета населения. В 1718 вышел указ о доставлении сведений, сколько в какой деревне душ мужского пола. В дальнейших указах этот учет, получивший название ревизии, распространен был не только на сельских, но и на посадских и слободских жителей, а также на другие податные классы населения. Производство ревизии первоначально было возложено на Камер-коллегию и земских комиссаров в провинциях и губерниях. Последние должны были вести переписные книги (см.: Писцовые и переписные книги), вписывать в них дворы с их обитателями, а также земли и угодья, с которых брались подати. Сроком подачи ревизских сказок назначен был конец 1719. Несмотря, однако, на строгие карательные меры за утайку или уклонение от подачи сведений, ход ревизии был совершенно неудовлетворительным. Это привело к принятию жестких мер в виде посылки солдат гвардии для отобрания готовых сказок и побуждения администрации к скорейшему выполнению ревизии.

Впоследствии дело ревизии было поручено бригадиру Н. М. Зотову, и сама ревизия приняла характер сыска, сопровождавшегося штрафами, пытками и казнями. Неуспех и этих мероприятий побудил, однако, правительство прибегнуть к более мягким мерам. Указом 1721 было обещано прощение штрафов и наказаний за утайку, предание забвению доносов на утайщиков и назначен новый срок подачи сказок, а именно 1 нояб. 1721. С этого времени ревизия пошла несколько успешнее, и в 1722 была назначена поверка ее, порученная генералитету и штаб-офицерам под наблюдением Сената. Одновременно им было приказано, пользуясь собранным материалом, приступить к размещению войска по душам и к раскладке повинностей. Первая ревизия была окончена в 1724. Вторая ревизия, начатая в 1743, окончилась в 1747, хотя дополнительные сказки подавались до 1756. Эта ревизия имела весьма большое сходство с первой как по способу производства, так и по результатам. С 1718 по 1858 кроме двух вышеуказанных было произведено еще восемь ревизий, а именно: 3-я — в 1761, 4-я — в 1781, 5-я — в 1794, 6-я — в 1811, 7-я — в 1815, 8-я — в 1833, 9-я — в 1850 и наконец 10-я — в 1857. Особое значение для того времени имела 10-я ревизия. Назначена она была по манифесту от 26 авг. 1856 и произведена согласно уставу 1857. В ревизские сказки заносилась лишь мужская часть населения, а именно лица, обязанные платить подати и нести государственные повинности, другая часть населения вносилась только для счета, т. е. непоименно. В территориальном отношении ревизия не распространялась на Польшу, Кавказ и Финляндию.

Главнейшими недостатками ревизий считались: 1) финансовый их характер, отразившийся на неполноте учета населения как вследствие подсчета только податного населения, так и вследствие стремления населения уклониться от внесения в сказки; 2) продолжительность срока их производства, вследствие чего неизбежны были двойные записи, пропуски и другие неточности; 3) запутанность и сложность форм и организации; 4) недостаточность сведений о составе населения. Неудовлетворительность результатов, полученных путем ревизий, привела к тому, что с 1858 они были отменены, а учет населения стал производиться административным путем. В основание этого учета были положены сведения о количестве населения, имевшиеся в посемейных списках. К полученной первоначально цифре прибавлялся ежегодный прирост и т. о. устанавливалась численность населения всей России и отдельных ее частей. Однако и этот способ учета населения давал сомнительные результаты, что вызвало стремление произвести в России однодневную перепись, какие давно уже практиковались в Западной Европе.

Проекты всеобщей народной переписи составлялись уже не раз; так, на комиссию сенатора Н. К. Гирса, образованную по Высочайшему повелению в 1874, возложено было составление проекта переписи, если комиссия признает необходимой саму перепись. В 1874 в эту комиссию представлено было два проекта, один — П. П. Семеновым, другой — фон Бушеном, но оба они не были приняты комиссией в их первоначальном виде. В 1877 в Государственный Совет был внесен проект Положения о народной переписи, составленный этой комиссией, однако ввиду неблагоприятных условий, в которых находилась тогда Россия, вопрос о переписи был отложен. После этого вопрос о переписи поднимался несколько раз и только в 1895 получил разрешение в благоприятном смысле. Согласно Высочайше утвержденному 5 июня 1895 решению Государственного Совета, в России устанавливались всеобщие однодневные переписи, которые должны были производиться время от времени на основании особого Положения, издаваемого законодательным порядком.

Первая всеобщая перепись населения в России была произведена 27 янв. 1897. Согласно тогда же утвержденному Положению о первой всеобщей переписи населения Российской Империи, общее руководство ею было возложено на министра внутренних дел, который являлся председателем Главной переписной комиссии, состоявшей из представителей различных ведомств и лиц, назначенных Высочайшей властью. Рабочий состав этой комиссии, состоящий из небольшого количества членов, под председательством сенатора П. П. Семенова разработал все формы переписных листов, составлял все инструкции, распоряжался с согласия министра организацией переписи и наблюдал за ее выполнением. Местными учреждениями являлись губернские (председатель — губернатор) и уездные переписные комиссии (председатель — уездный предводитель дворянства). В наиболее значительных городах были образованы городские переписные комиссии, исполнявшие функции уездных комиссий, а в С.-Петербурге, Москве, Варшаве и Одессе — особые переписные комиссии, не зависимые от губернских переписных комиссий. Для самого производства переписи уезды и города России были разделены на переписные участки, размеры которых частично определялись границами административных делений уездов, частично — количеством населения. Обязанности заведующих возложены были на земских начальников, мировых посредников, чиновников по крестьянским делам, комиссаров, податных инспекторов или, если встречалась надобность, на местных жителей из числа землевладельцев или служащих в городских и земских учреждениях. Заведующие не получали вознаграждения, им отпускалась на расходы некоторая сумма. Они же и бесплатные счетчики за перепись получали медали. Каждому счетчику назначался особый участок, величина которого в городах определялась примерно в 150 квартир или 750 жителей, а вне городов — в 400 хозяйств или до 2000 жителей. К обязанностям счетчиков относились раздача переписных листов во все городские квартиры и владельческие усадьбы и объяснение, как следует заполнять эти листы ответами. При переписи крестьянских дворов роль счетчика усложнялась тем, что он должен был сам, посещая крестьянские дворы заблаговременно (за 5—10 дней), заполнить переписные листы требуемыми сведениями и затем проверить их в день переписи и пополнить происшедшими изменениями. Разработка всего материала возложена была Положением на Центральный статистический комитет. Для переписи выработано было несколько форм переписных листов.

Внутренняя сторона переписных листов, одинаковая для всех форм, разделена была на 14 граф: 1) фамилия (прозвище), имя и отчество или имена, если их несколько; 2) пол; 3) кем записанный приходится главе хозяйства и своей семье; 4) сколько минуло лет от роду; 5) холост, женат, вдов или разведен; 7) родился ли здесь, а если не здесь, то где именно (губерния, уезд, город); 8) приписан ли здесь, а если не здесь, то где именно (для лиц, обязанных припиской); 9) где обычно проживает, здесь ли, а если не здесь, то где именно (губерния, уезд, город); 10) отметка об отсутствии и временном здесь пребывании; 11) вероисповедание; 12) родной язык; 13) грамотность: а) умеет ли читать; б) где обучается, обучался или кончил курс образования; 14) занятие, ремесло, промысел, должность или служба: а) главное, т. е. то, которое доставляет главные средства для существования; б) побочное или вспомогательное.

Т. о., при переписи, как видно из вопросов, делалась попытка определить все три группы населения, т. е. наличное, приписное и постоянное. Для грамотного населения были на переписных листах напечатаны разъяснения (кроме особых инструкций счетчикам, заведующим и т. д.).

Гораздо ранее всеобщей переписи в России производились местные переписи, как в городах, так и в некоторых губерниях. Особый интерес представляли переписи в трех Прибалтийских губ., а также переписи в Петербурге (1869, 1881, 1890 и 1900), в Москве (1871, 1882 и 1901) и в Одессе (1892). С. Ю.