Падение русской культуры в условиях монголо-татарского порабощения

А. Сахаров

Сложный характер объединительного процесса, проте­кавшего в условиях монголо-татарского ига и борьбы с внешними врагами, отразился и в развитии русской куль­туры XIII-XV вв.

Начало этого периода характеризуется тяжелым уро­ном во всех областях духовной и материальной культуры. Истребление и увод массы ремесленников подорвали са­мую основу материальной культуры — ремесло, которое в средние века покоилось на ручной технике и было со­пряжено с многолетней выработкой соответствующих на­выков профессионального мастерства. […]

Тяжело пострадало от нашествия русское зодчество, достигшее столь изумительного совершенства и великоле­пия в домонгольское время. На полвека вообще прекрати­лось каменное строительство из-за отсутствия материаль­ных средств и мастеров-строителей. Возобновленное в конце XIIIв. каменное зодчество утратило многие прежние технико-строительные приемы. Московские мастера в XIV—XVвв. вернулись к кладке стен из одного тесаного кам­ня, хотя уже в первой половине XIIIв. владимиро-суздальские зодчие умели сочетать камень и кирпич, плотный извест­няк и известняковый туф; исчезло замечательное искусство белокаменной резьбы, делавшее столь нарядными постройки XII—XIIIвв.; были утрачены многие приемы строительной техники, и не раз разрушались недавно возведенные или только возводимые постройки (как это случилось, напри­мер, с новым Успенским собором в Москве в 1474г.).

В ходе повторявшихся вторжений погибло огромное множество памятников письменности. […] Не случайно многие из сохранившихся памятников древнерусской ли­тературы дошли до нас через Новгород, не подвергшийся монголо-татарскому разгрому. Находка в конце XVIIIв. единственного списка «Слова о полку Игореве» наглядно свидетельствует, какие шедевры древнерусской литерату­ры могли безвозвратно исчезнуть во время вторжения монголо-татар и насколько вследствие этого, вероятно, обеднены наши представления о древнерусской культуре домонгольского времени.

Ущерб, нанесенный литературе монголо-татарским вторжением, не ограничивался только уничтожением па­мятников письменности: изменился и самый характер литературных произведений. На время пришло в упадок летопи­сание, который, по словам Д.С. Лихачева, сказался «преж­де всего в полном прекращении летописной работы в целом ряде городов, либо целиком стертых с лица земли, как Ста­рая Рязань, либо опустошенных и культурно обескровлен­ных, как Владимир, Чернигов, Киев». Но и в тех центрах ле­тописной работы, которые подверглись меньшему разоре­нию, «летописание всё же сужается, бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские летописи в XIи XIIвв.».

Упадок пережили после монголо-татарского нашествия и живопись, и прикладное искусство. О какой бы области материальной или духовной культуры ни шла речь — фак­ты самым категорическим образом опровергают порож­денные далеко не научными соображениями суждения на­счет мнимого культурного «превосходства» монголо-та­тарских завоевателей и тем более насчет «особой миссии» Чингис-хана и его преемников, создавших «Евразию». По­всюду в Азии и Европе, куда приходили монголо-татар­ские завоеватели, они приносили смерть, разрушения, ги­бель культуры. И от того, что завоеватели пользовались при своих разрушениях заимствованными в Китае и у ара­бов совершенными средствами боевой техники и приема­ми организации войска, их разрушительная роль на заво­еванных землях отнюдь не превращалась в организацию какой-то более высокой культуры. Монголо-татарское на­шествие было страшным бедствием для русской культуры — это бесспорный исторический факт. […]

Причинив огромный ущерб русской культуре, монголо-татарские завоеватели были не в силах ее уничтожить. […]

Письменные и вещественные источники убедительно свидетельствуют, что велика была обрушившаяся на Русь катастрофа, но велики были и силы русского народа, его жизнеспособность, его мужество и настойчивость, с ко­торыми преодолевал он тяжелое разорение. […]

Важнейшим фактором развития культуры в XIII-XVвв. был развившийся в то время процесс формирова­ния русской (великорусской) народности, унаследовав­шей культурные традиции древней Руси. Именно в этот период стали складываться специфические особенностирусской народности, нашедшие свое воплощение во всех областях материальной и духовной культуры.

Можно считать установленным, что со второй половины XIVв. начался новый подъем русской культуры, обусловлен­ный успехами хозяйственного развития и крупной победой над завоевателями в исторической Куликовской битве.

Возрождающаяся и развивающаяся русская культура полностью сохранила свой национальный характер; монго-ло-татары ничем не обогатили ее, а их влияние практически было весьма незначительным. Некоторое количество вос­точных слов, проникших в русский язык при посредстве монголо-татар («базар», «магазин», «чердак», «алтын», «сундук», «зенит», «кафтан», «тюфяк» и т.п.), отдельные мотивы в при­кладном искусстве, в одежде феодальных верхов — этим в сущности и ограничилось монголо-татарское влияние на рус­скую культуру. Мнение отдельных ученых о том, что с монголо-татарами пришли на Русь некоторые отрицательные обы­чаи, вроде затворничества женщин, а также произошла «пор­ча нравов», — давно уже были подвергнуты сомнению. Если с монголо-татарами и были связаны темные явления в обычаях и нравах, то это может свидетельствовать лишь об отрица­тельном влиянии монголо-татар на русскую культуру, а кроме того, не следует забывать, что на самой Руси, как и во всякой стране в средние века, было немало темного и дикого, с точки зрения современных понятий, в нравах и обычаях и обуслов­лено это временем, эпохой. […]

Ни в законодательстве, ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи нельзя заметить ничего такого,, что было бы заимствовано у монголо-татар. Вернейший по­казатель в этом отношении — оценка монголо-татарского вторжения и ига самим народом. Все, что нам известно об устном народном творчестве XIV—XVвв., совершенно оп­ределенно и категорически свидетельствует о резко нега­тивной оценке, данной народом монголо-татарскому втор­жению и игу.

[…] Таким образом, XIV—XVвв. — время восстановле­ния и подъема культуры русских земель после страшного монголо-татарского опустошения, начало формирования культуры русской (великорусской) народности. Именно в этот период она обогатилась такими крупнейшими дости­жениями, как живопись Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на все ее многообразное развитие. Перед нами — один из важных этапов развития великой культуры русского народа, внес­шего богатый вклад в мировую сокровищницу культуры.

Русь и ее культура в XIII-XVвв. Очерки русской культуры XIII-XVвв. М., 1969. Ч 1. С. 27-31, 33.

Миниатюра: Васнецов В.М. Вече в Пскове.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс