Обра­зец слабости и немужества во времена Самозванца

И. Тимофеев

Восстали наши друг на друга — разделились злым разделением, примыкая к сонму иноплеменников, соеди­няясь с (чужими) народами, привыкая к делам их […]. Среди отступников, соединившихся с чужими силами, […] были не только одни мелкие наши воины, но немало было и из вельмож и других, близких к царю сановни­ков. Вместе с ними каждый из тех, которые по чину принадлежали к царскому двору, переезжал вон из го­рода в стан противников, прельстившись неподтвержден­ным обманом и соблазняя прочих, показывая всем обра­зец своей слабости и немужества, как будто можно было всех людей привести в подобную им погибель. И эти так делали, и другие, из соседних городов, которые клялись телесному врагу (самозванцу) крестной клятвой, пачкая ложью не столько уста, сколько души свои — одни, не любя царя, в городе, другие — из-за недостатка необходимого для жизни, так как в городе тогда был сильный голод. Коротко говоря, не столько осталось лю­дей в городе с царем, сколько было перебежчиков, ко­торые перешли к ложному царю.

Если даже перебежавшие туда и знали, что он ложный царь, поклонялись ему, как кумиру, представленному в телесном образе, досаждая таким образом настоящему царю, который находился в городе, и городу, как чужому, вместе с врагами все время творя всякие пакости, — как сказал пророк: «Весь день ополчались на брань». У них было одно стремление: взять город и низложить в нем царя и всех, с ним находящихся. Друг перед другом они ревновали и в мыслях и в делах только о том, чтобы им разрушить город, убивая родных и единоверцев, потому что враги разжигали и ожесточали их сердца, как железо в закалке. Хуже неверных — родивший рожденного и на­оборот, и брат брата, и дальние и чужие по роду — никак друг друга не щадили, но как иноверные убивали друг дру­га, без милосердия, в лютой злобе, не считаясь в уме ни с верой, ни с родством, так что даже сами враги, кото­рые пришли на нас, видя злость тех к своим родным, удивлялись.

Временник Ивана Тимофеева. М. — Л. 1951. С.298-299.

Миниатюра:  Н.Неврев. «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс