Нравственная статистика простолюдинов Сибири

П. П.

<…> Я хочу сказать о некоторых сторонах нравственности простолю­динов одной из отдаленных сибирских губерний, в которой я долго служил и, находясь в беспрерывных столкновениях с низшим клас­сом народа, имел возможность изучить его нравственность <…>.

В …ской губернии примеры выхода в замужество девиц целому­дренных редки как солнечные затмения; легкость поведения и меж­ду замужними, и между незамужними доведена до высшей степени, и между тем подкидыш — неслыханное дело. Да и нет никакой на­добности подкидывать, потому что здесь на разврат девиц смотрят как на дело обыкновенное, и смотрят так не только посторонние, но даже сами отцы и матери. Незаконнорожденный ребенок у доче­ри-девушки нисколько не бесчестит ни ее, ни ее родителей.

<…> Нравственность замужних женщин если не везде, то боль­шею частию одинакова с нравственностью девиц <…>.

Разумеется, читая это, возбуждается сам собой вопрос: да отку­да же пришла такая нравственная зараза в эту губернию? Вопрос этот объясняется очень просто. С открытием приисков в этой гу­бернии сделался огромный прилив денег. Лет 12 и более тому на­зад весьма часто случалось видеть поселенца, не имеющего ни ко­ла, ни двора, выходящим осенью с приисков с тысячью, двумя и более рублей. Что делали эти испорченные люди, каким неистов­ствам предавались они во время разгула и беспросыпного пьянст­ва — трудно передать. Разумеется, большая часть их — людей не­женатых — по выходе с приисков гуляли где могли, денег не жале­ли, и мало-помалу, соблазняя деньгами, втягивали в разврат жен­щин и девок. Силен соблазн сам по себе; но еще сильнее зависть в сердцах деревенских красавиц.

<…> Грустно, но справедливость требует сказать, что разврат 14, 13 и даже 12-летних девочек-детей — явление, вовсе не выходящее здесь из круга обыкновенных. Прошло много лет, и народ привык к собственному своему разврату и, увлеченный также прибылью де­нег, забыл семейные добродетели и смотрит равнодушно на порок своих жен, дочерей, сестер и всех близких и дорогих его сердцу. <…> Много бы можно было сказать любопытного о жителях Сибири, о их религиозном и нравственном направлении, о их обычаях; но это будет так противоречить статистикам и формалистам, что, я ду­маю, лучше придержаться пословицы: «не все то говорится, что ду­мается», а с тем вместе, конечно, и не все то должно писаться, что знается.

Заметка для нравственной статистики // Современник. СПб., 1858. Т. 72, ноябрь. С. 106,108-109.

Миниатюра: Семья старожилов-староверов на р. Мане

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс