Национальный недостаток русского народа

В. Соловьев

Вообще это прославление русского человека, который настолько возвышается над легальностью (законностью. — С. Я.), настолько поступается юридическим началом, что даже пренебрегает вексель­ного честностью, есть лишь переложение в прозу и распространение остроумных стихов Б.Н. Алмазова, вложенных им в уста одного из главных славянофилов:

 По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем Сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал.

Мы враги сухой формальности,

Мы чувствительны душой

И при виде «благодарности»

Не владеем мы собой.

Вот по этой-то причине я

С умилением гляжу

На управу благочиния,

В ней одной лишь нахожу

В дни печали утешения;

В ней одной лишь не погиб

От напора просвещения

Допетровского кормления

Совершенно чистый тип.

Не к пути земному, тесному,

Создан, призван наш народ,

А к чему-то неизвестному,

Непонятному, чудесному, Д

Даже, кажется, небесному!

Тайный глас его зовет.

Я, конечно, не менее [К.] Аксакова <…> признаю идеально-рели­гиозное призвание русского народа, но не нахожу возможным связывать это высшее призвание с недостатком легальности, с презрением к юридическому началу. Если в самом деле наша «моральность» колеблется между святостью и нечестностью, из­бегая той необходимой нравственной средины, которая опреде­ляется добросовестным отношением к своим обязанностям и к чужим правам, если в самом деле у нас легче встретить святого, чем просто честного человека (как я это слыхал от некоторых сла­вянофилов), то ведь это есть национальный недостаток, в котором должно сознаться, а не преимущество, которым можно хва­литься.

Национальный вопрос в России. Вып. 2 // Собр. соч. в 10 т. СПб. 1912. Т. 5. С. 357-358.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс