Наставления церкви, как пустые слова

Н. Полевой

Схоластические споры, суеверие, все, что затемняло святую веру в Греции, перешло и к Руссам. Беспрерывно являлись предвестия, наваждения диавола, таинственные знамения. «Бесы прельщают человека», — говорил Русс, — «являясь во сне, в мечтах, и их наущением волшебствуют люди. Всего же более бесовское волхование бывает через жен, ибо искони прельстил бес жену, а она прельстила мужа». […]

При таком направлении религиозных понятий, нрав­ственные предписания веры терялись для народа в обрядах, соблюдении форм, внешнем уважении к Цер­кви и священникам. И в духовных требах и веровани­ях, не в одном суде церковном, повиновались священ­нику, как тиуну в делах гражданских. От сего дол­женствовало произойти двум крайностям: лицемерному безбожию и неограниченному религиозному восторгу. Крестить дитя и молиться спешил всякий; но за поро­гом церкви, или кончив молитву, забывал наставления Религии. Грубые, чувственные наслаждения увлекали Русса, а потворство пастырей, большею частию не превышавших образованием духовных чад своих, дава­ло средства избавляться от преследований и наказа­ний.

История русского народа. В 6 т. М., 1830. Т. 2. С. 197, 200-201.

Миниатюра: Маковский Владимир Егорович. Молебен на Пасху

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс