Крестьянский быт через два десятилетия после реформы

П. Б.

В какие отношения стали после реформы крестьяне к помещикам? <…> Начало этих отношений было вполне естественно: у крестья­нина к весне недоставало хлеба, а между тем предстояло прокор­мить себя и свою семью до самой новины; заплатить же за хлеб бы­ло нечем, разве только заработать. У помещика же в это самое вре­мя есть хлеб, да кроме того с открытием весны предполагаются раз­нообразные работы, на которые необходимо нанять рабочих. <…> Тут помещики явились как бы на выручку крестьянам, раздавая им весною хлеб, т. е. избавляя от нужды и рассчитывая получить возна­граждение в виде помощи в рабочее время.

<…> Возникновение таких обоюдовыгодных отношений кресть­ян к помещикам было совершенно нормальное, а поддерживались такие отношения и расширялись точным исполнением всех усло­вий со стороны крестьян. Действительно, сначала аккуратность крестьян вошла в поговорку; казалось, что они представляют самых исправных и надежных кредиторов. <…>

К сожалению, недолго крестьяне аккуратно исполняли свои обя­зательства. Увидев, с какою легкостью им удается доставать от по­мещиков хлеб, семена на посев и даже деньги на покрытие своих нужд, они мало-помалу начали небречь о точном исполнении ра­бот. <…> Весною приходят они рядиться к землевладельцу на лет­нюю уборку хлеба, долго торгуются, потом делают крупную уступ­ку в цене, но с тем, чтобы все деньги были им отданы вперед. Получив таким образом всю заработную плату и не долго думая, отправ­ляются они к другому соседнему землевладельцу, повторяют с ним тот же маневр и получают с него деньги; отправляются к третьему и там проделывают то же самое. <…> Не имея основания идти к од­ному предпочтительно перед другими, они решают, что лучше ос­таться дома и убирать свой собственный хлеб.

<…> Таким образом немало сотен рублей пропадает за крестья­нами, которые зорко следят за всеми этими явлениями. Они видят, как тяжело бывает владельцам вытребовать обратно свою собствен­ность; видят, что, боясь поджогов или воровства, владелец неохот­но избирает судебный порядок, а мирным путем добиться удовле­творения ему очень трудно; видят, в каком затруднительном поло­жении оказываются помещики, по доверчивости раздавшие свою собственность. Является сильнейший соблазн делать долги и не уп­лачивать их. <…>

Изложенное здесь об отношениях помещиков к крестьянам взя­то из действительной жизни, из многолетних и личных наблюдений в трех смежных губерниях: Орловской, Тульской и Калужской.

Крестьянский быт через два десятилетия после реформы // Русский вестник. М, 1880. Т. 149. С. 456-461.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс