История Древнерусского государства в былинах

Б. Греков

Чем объяснить хорошо известный факт, что русский народ в своем былинном эпосе отводит самое видное ме­сто именно «киевскому периоду» своей древней истории? Это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много и тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и пережитое пе­редал на память следующим поколениям. Былины — это история, рассказанная самим народом. Тут могут быть не­точности в хронологии, в терминах, тут могут быть факти­ческие ошибки, объясняемые тем, что опоэтизированные предания не записывались, хранились в памяти отдельных людей и передавались из уст в уста, иногда заменялись аналогичными более поздними фактами, но оценка собы­тий здесь всегда верна и не может быть иной, поскольку народ был не простым свидетелем событий, а субъектом истории, непосредственно творившим эти события, самым непосредственным образом в них участвовавшим. […]

Ключевский говорит о том, что «в старой киевской жизни было много неурядиц, много бестолковой толкот­ни»; «бессмысленные драки княжеские», по выражению Карамзина, были прямым народным бедствием, т.е. и Клю­чевский, так же как и Майков, не отделяет периода суще­ствования Древнерусского государства от периода фео­дальной раздробленности.

В былинах этого смешения нет.

Народ более точно наметил основные вехи периодиза­ции своей истории. Не бестолковую толкотню и бессмыс­ленные драки воспевал он в своих былинах. Время беспре­рывных феодальных войн, время «всеобщей путаницы»наступило позднее, и в былинах этот период не отражен: героев-богатырей тогда уже не стало. Этот период нашей истории нашел свою оценку не в былинах. […]

Все симпатии народа, выраженные им в былинах, отно­сятся именно к Древнерусскому государству, к моменту его расцвета, т.е. ко времени княжения Владимира Свя­тославича прежде всего.

Чтобы убедиться в этом, стоит только взять в руки бы­лины о главных русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Все они совре­менники князя Владимира, все они так или иначе с ним связаны, вместе с ним успешно выполняют основную за­дачу — защиту своей родной земли от внешнего врага. А почему это так, почему народ с явными симпатиями отнес­ся к этому времени, станет нам ясно, если мы дадим себе труд сопоставить условия жизни русского народа периода до образования Древнерусского государства со временем существования этого государства.

«Славяне и анты, — говорит Прокопий, — не управля­ются одним человеком, но с давних времен живут в де­мократии, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». То же подтверждает и Маври­кий Стратег. Этот последний нам особенно интересен по­тому, что изучает славян с определенной целью: он инте­ресуется их военной силой, с тем чтобы сделать отсюда ряд практических выводов для Византийской империи. Он пишет: «Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя…»

«Если среди них много предводителей и нет между ни­ми согласия, неглупо некоторых из них привлечь на свою сторону обещаниями или подарками, особенно тех, кото­рые находятся поблизости от наших границ, и нападать на других, чтобы не все прониклись (к нам) враждой или не стали бы под власть одного вождя».

Маврикий советует принимать меры к тому, чтобы славяне не объединились под одной властью, так как такое объединение, несомненно, усилило бы мощь славян и сде­лало бы их не только способными к самозащите, но и опасными для соседей и прежде всего для самой Визан­тии. Древнерусское государство как раз и осуществило то, чего так боялся византийский политик. Под власть Ки­ева были втянуты все восточнославянские и многие неславянские племена. Древнерусское государство стало в пол­ной мере обороноспособным и грозным для своих сосе­дей. Вражда племенных вождей прекратилась, появились условия для дальнейшего развития страны. Это, несомнен­но, важное достижение. Русский народ не случайно так хорошо запомнил этот период своей истории.

Киевская Русь. М., 1939. С. 13, 14, 15.

Миниатюра: В.Васнецов. Илья Муромец

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс