Исто­рия монастырского землевладения в XIV—XVI веках

И. Будовниц

Монастыри не осваивали незаселенные, пустынные области… Не крестьянин шел за монахами, а монахи продвигались на север по проторенным уже путям на­родной колонизации. Основатели монастырей селились близко от городов и сел, обычно в двух-трех верстах от населенных «весей», у проезжей дороги, занимая «пустыни», служившие обычно пастбищами, охотничьи­ми угодьями, местами рыбной ловли для окрестного населения. Монастыри внедрялись в уже существую­щие крестьянские волостные миры, постепенно осваи­вали их земли и превращали окрестное население в феодально зависимых людей.

[…] Жестокая эксплуатация монастырями крестьян толкала последних на борьбу и сопротивление. Вся исто­рия монастырского землевладения есть история непре­рывной классовой борьбы крестьян (иногда выступаю­щих в «житиях» под видом «разбойников») против мона­стырей. Рисуемая в церковной и буржуазной литературе идиллическая картина монастырской вотчины как тихой обители, которая пользуется всеобщей любовью населе­ния, противоречит исторической действительности. Клас­совая борьба крестьян против монастырского землевла­дения продолжалась на протяжении многих поколений, носила исключительно ожесточенный характер и закан­чивалась иногда изгнанием обитателей монастыря, а поз­днее, с обострением борьбы, — даже их убийством. Тем не менее монастыри, пользовавшиеся безграничной поддержкой центрального правительства и местных властей, в борьбе с крестьянами, почти всегда выходили победи­телями.

[…] Борьба с монастырским землевладением толкала трудовое население на «святотатственные» действия, вос­питывала в них дух вольнодумства. Крестьяне сознательно сжигали построенные Антонием Сийским церкви, натрав­ливали собак на «преподобного» Герасима Болдинского и его учеников, украли колокол с церкви, построенной Ки­риллом Новоезерским, дочиста обобрали монастырь Гри­гория Пельшемского […].

[…] Особой остроты и напряженности достигла классо­вая борьба крестьян против монастырей в XVIвеке. Она сделалась столь ожесточенной, что крестьяне не останав­ливались перед физическим уничтожением «преподоб­ных» игуменов и их ближайших сотрудников. Были убиты келейник Арсения Комельского, Агапит Маркушевский с двумя старцами, Адриан Ондрусовский, Адриан Пошехон­ский со старцем Давидом. Эта борьба оказала сдержива­ющее влияние на дальнейшее развитие монастырей-вот­чинников.

Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI веках (по «житиям святых»). М., 1966. С. 357-358, 361-362.

Миниатюра: Антоний Сийский, чудотворец

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс