Идеализация мужика в русском обществе XIX века

Н. Михайловский

Идеализация мужика есть не только ложь, но ложь особенно вред­ная. Изображение приятных во всех отношениях мужиков и баб, когда-то бывшее у нас в моде, возможно только там, где изображае­мый мужик и изображающий писатель находятся за тридевять нрав­ственных земель друг от друга. <… > Писатель, смотрящий на него из барского далека, может рисовать картину приятных во всех отноше­ниях пейзан, пожалуй хоть с розовыми бантиками на шее, в роде то­го, какой надевает г. Комиссаржевский в роли кузнеца Вакулы.

<…> Другое дело — мужик. Имя его — легион, около него груп­пируется, на нем держится громадная всепоглощающая масса инте­ресов. Здесь ложь, в чем бы она ни состояла, в недосоле или в пере­соле, пагубна. Мимоходом сказать, старая литература, та, которая занималась изображением пейзана, имела даже известный интерес в таком неправдивом отношении к делу. Если с точки зрения писате­ля, омываемого волной крепостного права, полезно было изображе­ние мужика зверем, лишенным человеческого образа и подобия, и потому нуждающимся в узде, вожжах и кнуте, то, с другой стороны, небесполезна была и пейзанская идиллия: не очень, значит, тяжело ярмо рабства, а даже отчасти благодетельно, если согбенный под ним человек может оказаться вместилищем всех добродетелей <…>. Рецензии от «Отечественных записок».

Сочинения Н. Успен­ского // Полн. собр. соч. в 10 т. СПб., 1913. Т. 10. С. 797-798.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс