Ибн-Даста: Сказания мусульман­ских писателей о славянах и русских

Ибн-Даста

Что касается до Русии, то находится она на острове, ок­руженном озером. Остров этот, на котором живут они (Ру­сы) , занимает пространство трех дней пути; покрыт он леса­ми и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (Славян) в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а пи­таются лишь тем, что привозят из земли Славян. Когда у ко­го из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в на­следство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом». Они не имеют ни не­движимого имущества, ни городов (или селений), ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличь­им и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои. Одеваются они неопрятно; мужчины у них но­сят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо и за­ботятся об их одежде, потому что занимают их при торгов­ле. Городов у них большое число, и живут на просторе. Гос­тям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземца­ми, которые ищут у них покровительства, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. В случае же, если кто из них обидит или притеснит чужеземца, помогают последнему и защищают его.

Мечи у них сулаймановы. Когда просит о помощи ко­торый-либо из их родов, выступают в поле все; между ними нет розни, но воюют единодушно против врага, пока не победят его. Если кто из них имеет дело против друго­го, то зовет его на суд к царю, пред которым и препира­ются; когда царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны приговором царя недоволь­ны, то, по его приказанию, должны представить окончательное решение оружию: чей меч острее, тот и одержит верх. На эту борьбу родственники (обеих тяжущихся сто­рон) приходят вооруженными и становятся. Тогда сопер­ники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигры­вает дело по своему требованию. Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (Русов). Случается, что приказывают они приносить жер­тву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказания нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, наве­шает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу.

Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего; наси­луют побежденных и обращают их в рабство. Они высо­корослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набе­ги и походы совершают на кораблях. Шаравары носят они широкие: сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаравары, собирают они их в сборки у колена, к которым затем и привязывают.

Абу-Али Ахмед ибн-Даста (ибн-Руста). Книга драгоценных сокровищ. Ок. 930. // Г а р к а в и А. Я. Сказания мусульман­ских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 267-269.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс