Этапы церковного образования

С. Соловьев

Низший, или приготовительный, класс носил назва­ние славяно-русской школы: в ней учили азбуке, часо­слову, псалтырю и письму […]. За славяно-русскою шко­лою следовала фара, где учили читать и писать по-латыни, за фарою — ширима, где преподавали первые грамматические правила славяно-русского и латинского языков, также историю и географию, катехизис и ариф­метику. Затем следовали синтаксима, риторика, филосо­фия и богословие. В преподавании богословия господст­вовала схоластика, занимались решением, например, та­ких вопросов: где сотворены ангелы? могут ли они при­водить в движение себя и другие тела? как они мыслят и понимают — посредством соединения, различения или как-нибудь иначе? каким образом они сообщают друг другу свои мысли? как велико по объему место, которое может занимать ангел? в чем состоит сущность света славы в жизни будущей? и т.п. В богословие входила глава о договорах, и здесь говорилось о договорах с дьяволом, о колдунах, которые могут переставлять с ме­ста на место целые поля, обращаться в невидимок. Фе­офан Прокопович восстал против схоластики, которая, по его словам, занимала учеников пустыми спорами, по­селяла в них ложную уверенность в приобретении муд­рости, делала из науки комедию: несмотря на то, новое направление, указанное Феофаном, начало пробиваться в Московской академии только в сороковых годах […]. Профессор философии преподавал физику, метафизику, психологию и метеорологию; в психологии после главы о душе следовал трактат о волосах, где решались воп­росы: отчего у стариков выпадают волосы, отчего у жен­щин не растет борода? и т.п. Физика оканчивалась ура­нографией, где решались вопросы о числе небес, жид­кости неба, о движении небес, о расстоянии неба от земли и, между прочим, вопрос, росла ли в раю роза без шипов. Целью преподавания риторики было заста­вить ученика выражаться как можно высокопарнее, вы­чурнее, как можно более разниться в своей речи от речи простой, разговорной.

История России с древнейших времен. В 15 кн. М, 1963. Кн. 11. С. 534-535.

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс