Борьба язычества и христианства

Б. Греков

(…)язычество и не могло исчезнуть вдруг. Человеку хотелось знать будущее, человек в борьбе с природой ис­кал помощи, веруя в возможность воздействовать на при­роду таинственным способом. Отсюда вера в гадания, при­меты, волшебство, с которыми безуспешно боролись про­поведники христианства.

Человек привык присматриваться и прислушиваться: «храмина трещит, ухозвон, воронограй, куроклик, окомиг, огнь бучит, пес воет, мыший писк, мышь порты грызет, жаба кычет, кошка мявкает, сон страшит, черца сретит, свинью сретит, огнь пищит» и пр. — таков бесконечный список упоминаемых в так называемых «книгах ложных» (апокрифах) языческих гаданий о будущем по приметам. Волхвы и кудесники владеют тайной узнавать будущее, влиять на судьбу человека.

Русский человек не мог отказаться вдруг от своих убеждений, даже если бы действительно христианские идеи достигли до самых народных глубин. Но ведь как раз этого и не было: христианизация медленно шла из городов по деревням и весям и, проникая в толщу народных масс, сливалась со старым, привычным образом мыслей и чувств. Под пером старых и новых русских книжников это были две веры, живущие рядом, «двоеверие», но в подлинной жизни этого не было и быть не могло: это была одна синкретическая вера, явившаяся результатом претво­рения христианства в русской народной среде, иначе — его обрусение.

[…] Христианство было своеобразно усвоено русски­ми, как и все, что так или иначе попадало извне к русско­му народу. Способность русского народа творить свою собственную культуру и претворять взятое у других наро­дов обнаруживается на примере судьбы христианской ре­лигии на Руси не менее ярко, чем в вопросе ославянения варягов и некоторых других народов.

Киевская Русь. М., 1939. С. 315-317.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс