Алексей Хвостов: «Нам приятно видеть рост числа онлайн-клиентов»

2017 год для Иркутской энергосбытовой компании прошел под знаком совершенствования отношений с клиентами. Эта работа дала свои плоды в виде снижения дебиторской задолженности и укрепления платежной дисциплины. Директор ООО «Иркутскэнергосбыт» Алексей Хвостов в интервью «Копейке» рассказал, как происходил переход на прямые расчеты с потребителями, какие изменения уже произошли и ожидаются, о ближайших планах и перспективах сбытовой деятельности в регионе.

— Алексей Юрьевич, как вы оцениваете этот год? Каким он стал для Иркутской энергосбытовой компании, какие главные события можете отметить?

— 2017-й выдался спокойным, по одному из наших основных продуктов — электрической энергии — выросла платежная дисциплина. Население Иркутской области всегда отличалось повышенной дисциплиной в оплате электроэнергии. А сегодня констатируем, что в 2017 году показатели практически приблизились к 100%. Если говорить о втором нашем ресурсе — теплоэнергии, которую мы реализуем в интересах материнской компании ПАО «Иркутскэнерго», то в конце 2016-го и 2017-м произошел переход на прямые расчеты. Он состоялся безболезненно для клиентов. Теперь мы получили возможность общаться с населением напрямую, минуя посредников.

— Какие долги у жителей Приан­гарья скопились за тепло и электрическую энергию?

— В этом году потребители оплатили почти 100% электроэнергии, около 96—97% тепла, что на 1% выше прошлогодних показателей.

— Какая работа ведется в отношении должников?

— Напоминания, автодозвоны, выставление претензий — это обычная работа с дебиторской задолженностью в пределах действующего законодательства. Если эти меры не помогают, мы обращаемся в суд, после работаем совместно с судебными приставами. Не оплативших судебные приказы практически не бывает. Крайняя мера — это отключение электроэнергии. При этом если к должнику была применено отключение, то он должен за свой счет оплатить и отключение, и подключение. Без возмещения этих расходов подача ресурса не возобновляется — так предусмотрено законом.

— На потребительском уровне не всегда есть четкое понимание о последствиях долгов. Какую опасность несут неплатежи?

— Вся электрическая энергия изначально продается на оптовом рынке. Сбытовые компании, наделенные статусом гарантирующего поставщика, заранее и полностью оплачивают ресурс на оптовом рынке. То есть мы уже купили и оплатили электроэнергию, которую продаем юридическим и физическим лицам. Соответственно, если мы не будем собирать платежи в полном объеме, у нас не будет средств для приобретения энергии на оптовым рынке. А статус субъекта оптового рынка очень легко потерять. Такие прецеденты существуют на территории нашей страны. В дальнейшем это может сказаться на надежности электроснабжения. Однако наш регион является одним из лидеров по платежной дисциплине, и связано это не только с уровнем цен на электроэнергию, добросовестностью потребителей, но и с эффективностью нашей работы.

— В этом году впервые жители нескольких городов региона оплачивают тепловую энергию по ежемесячным фактическим показаниям общедомовых приборов учета. Как происходит этот процесс?

— Надо сказать о тех способах оплаты, которые предусмотрены законодательством: это стандартный вариант, когда население платит по 1/12, независимо от времени года. Оплата идет равномерными платежами. Они рассчитаны исходя из фактического потребления прошлого года. Соответственно, когда год заканчивается и мы получаем 12 платежей, определяется фактическое потребление уже текущего года и производится перерасчет, который предусмотрен законом как корректировка отопления. Обычно корректировки производились в январе года, следующего за годом корректировки, и в Иркутской области были минусовыми, потому что каждый последующий год был теплее предыдущего. Однако 2016-й был достаточно холодным, а люди платили меньше, чем потребляли по фактическим показаниям, поэтому большинству жителей пришлось доплатить. При этом отрицательные перерасчеты всегда вызывают гораздо меньше вопросов, чем положительные. Вероятно, по этой причине областные власти приняли решение в девяти муниципалитетах (Иркутске, Ангарске,  Усолье и ряде других) о переходе на платежи по фактическому начислению.

Таким образом, за октябрь мы выставили счета по фактическому потреблению. При этом октябрь выдался теплым, и потребление было ниже, чем среднемесячное, соответственно жители ничего не почувствовали, некоторые даже увидели уменьшение сумм.

За ноябрь сумма платежа была значительно выше, но она была уменьшена за счет сентябрьского перерасчета, так как изменение порядка оплаты законом предусмотрено с начала месяца отопительного периода. Перерасчет за первые восемь месяцев будет сделан в первом квартале 2018 года. Предварительные расчеты показали, что для большинства жителей он будет отрицательным. Что такое переход на фактическое потребление, потребитель поймет, получив квитанцию за январь 2018-го. В этом году переход на факт покажет, что большинство ежемесячных квитанций либо равны 1/12, либо ниже. Причина в том, что 2017 год теплее, чем прошлый, 2016-й, год.

— Какие результаты достигнуты в этом году при переходе на прямые расчеты?

— Осталось совсем немного управляющих компаний, которые сегодня находятся с нами в договорных отношениях по теплу: это часть города в Шелехове, часть в Иркутске. Во всех остальных территориях, где ресурс продают ПАО «Иркутскэнерго» и АО «Байкалэнерго», это прямые расчеты. Думаю, что управляющим компаниям стало легче жить, так как не надо продавать ресурс, который они не производят. Они могут сосредоточиться на подготовке жилфонда, индивидуальных тепловых пунктов. В плане собираемости платежей мы быстрее реагируем на возникающие проблемы, у нас больше ресурсов и возможностей.

— В Иркутске возбуждено шесть уголовных дел на генерального директора УК «Вектор» за уклонение обязанностей по исполнению судебных решений. Приставы сообщают, что долг компании перед ресурсоснабжающими организациями составил 4,6 млн рублей. Деньги у главы организации были, но он решил тратить их на иные цели. Судебный пристав взыскал с его счета средства. Как вы это прокомментируете?

— Если кто-то пытается воспользоваться деньгами либо считает, что, собрав деньги за один ресурс, можно рассчитаться за другой, то рано или поздно это приводит к судебному разбирательству. Прямые расчеты в принципе исключают преднамеренное злоупотребление.

При этом одна управляющая компания другой рознь. Есть небольшие управляющие компании, которые не могут нам заплатить, потому что не получается собрать деньги с населения. Как правило, они не обладают ресурсом, не могут наладить работу по рассылке квитанций, нанять юриста.

— Сейчас в регионе усилилась работа с энерговорами. Можно получить крупные штрафы и даже уголовное преследование. А если у потребителя вышел из строя прибор учета и он об этом вовремя не сообщил в энергосбыт, что его ожидает в таком случае?

— Некоторые считают, что электроэнергия отличается от любого другого товара и ее можно не оплачивать вовремя. Вся проблема в том, что потребление электроэнергии первично, а оплата вторична. Клиенты не всегда понимают, что без надлежащего оформления подключения электроэнергии через сетевые компании и без соответствующей оплаты ресурса не будет. Даже выход из строя прибора учета может привести к тому, что потребителю могут насчитать долг, превышающий реальное потребление. Именно это предусматривает действующее законодательство. Тех, кто до сих пор живет без приборов учета, ждут финансовые последствия. Поэтому необходимо максимально быстро сообщить о поломке счетчика в энергосбыт, чтобы избежать штрафных санкций, быстро его заменить и опломбировать.

— Какие нас ждут изменения на законодательном уровне в области энергоснабжения?

— С 2018 года начнут действовать изменения в федеральном законодательстве, изменился ФЗ «О теплоснабжении». Изменения, во-первых, коснутся экономической и административной ответственности теплоснабжающих организаций — она возрастет. Во-вторых, одновременно с увеличением ответственности появляются новые механизмы возврата инвестиций. Это шаг вперед. Коммунальная сфера — одна из самых сложных отраслей, и здесь могут появиться инвесторы, которые готовы вложиться в развитие объектов.

— А как это отразится на стоимости тепла и электричества, какого роста ожидать?

— Стоимость электроэнергии для населения растет в границах инфляции. Если говорить о тепловой энергии, то изменения закона о теплоэнергетике в части привлечения инвесторов в итоге должны сделать технологический процесс более экономичным и привести к удешевлению ресурсов. Например, в северной части Иркутской области электрокотельные производят тепло на электричестве, это очень дорого. Изменения в законе приведут к тому, что придет инвестор и за свой счет поменяет электрические котельные на твердотопливные.

— Какие сервисы предлагает компания для удобства потребителей?

— В Иркутской области 63 фронт-офиса компании, где мы ежедневно принимаем наших клиентов. В этом году мы очень серьезно продвинулись в сферу онлайн, запустив приложение для гаджетов на базе андроидов и айфонов. Такая система работает далеко не во всех субъектах РФ. Мы четвертые, а за Уралом — единственные. Она удобна не только для клиентов, но и для компании: высвобождается трудовой ресурс для решения других насущных для потребителей вопросов.

Нам приятно видеть рост числа онлайн-клиентов. Прирост пользователей, оплачивающих наши услуги через Интернет (данные за первые 10 месяцев 2017 года) составил 60 тысяч. То есть в начале года имели 50 тыс. активных пользователей, сегодня — 110 тыс. Тех, кто регулярно платит онлайн, мы поощряем, проводим акции, вручаем подарки.

— Какие планы у вас обозначены на следующий, 2018 год?

— Мы продолжим работать и создавать условия для удобства клиентов, совершенствовать уже существующую систему обслуживания. Нашим потребителям должно быть удобно решать нестандартные вопросы, в том числе с приборами учета, с передачей показаний.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
14 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
Загрузка...